Из истории Стрельны

Стрельна всегда была не совсем обычным великокняжеским пригородом Санкт-Петербурга. Еще Великий Князь Московский Иван III, завоевав земли Великого Новгорода в конце XV века, записал почти всё южное побережье Финского залива, в том числе, и деревню «Стрелна на реце на Стрелне», «на дворец», то есть - на себя.

Благодаря книге К.А. Неволина «О пятинах и погостах новгородских в XVI веке», изданной в 1853 году, впервые российские читатели узнали о Стрельне. В 1859 году вышел III том «Новгородских писцовых книг, изданных археографическою комиссией», в которых были упомянуты имена стрельнинских жителей XV века, вольных крестьян новгородских Трофимко Павлова и сына его Ивашко, Сидко, Трофимко и Офонаско Микулиных Сидко и Осташко Васковых, Матюка Степанова, Дороха Сенкина и сына его Матюка, Михала Горбунова, Захарко Лембиева, Якуша Кузмина и сына его Новзейко, Юрки Михалева и брата его Филипко, Кирилко Фалалеева и сына его Васко, Гаврилко и Родивонко Михалевых...

«По наследству» земли южного побережья Финского залива в начале XVII века перешли Романовым, а когда Павел I в конце XVIII века подарил Стрельну своему сыну - Цесаревичу Константину Павловичу, Стрельна на время стала чем-то вроде «военной столицы» Российской Империи. Стрельнинские части были «модельными» - на них ориентировалась вся российская армия.

Имена последующих владельцев Стрельнинского дворца - сына Николая I, Великого Князя Констанина Николаевича (в честь которого дворец и стал называться Константиновским), адмирала, председателя Адмиралтейств-совета, преобразовавшего парусный флот в паровой, отменившего телесные наказания во флоте и одевшего моряков в знаменитые тельняшки, его сына Великого Князя Констанина Константиновича - поэта К.Р., известны многим.

Меньше знают последнего владельца Стрельны - Великого Князя Дмитрия Константиновича, тем не менее, именно он помог открыть в 1912 году первую в Стрельне мужскую гимназию. В сентябре 1913 года, на очередном земском уездном собрании Петергофского уезда, говорили о том, «что в мызе Стрельна с сегодняшнего учебного года открывается, благодаря ходатайству Великого Князя Дмитрия Константиновича, казенная мужская гимназия с полным содержанием от казны. Уезд, получая учебное заведение, не несет никаких расходом, тогда как при открытии в Петергофе прогимназии земству приходилось вносить по 2000 руб в год.»

Со Стрельной связаны имены великих и известных россиян. Здесь был Львовский дворец, принадлежавший создателю действенной пожарной охраны в Российской Империи, председателю Императорского Российского пожарного общества , князю А.Д.Львову. В 1881 году он создал в Стрельне первую частную пожарную команду. Обитала в Стрельне многие годы прима русского балета Матильда Кшесинская, в Стрельне бывали В.Одоевский, А.Грибоедов, Н. Гоголь, А. Блок, И.Бродский и многие другие поэты и писатели.

В конце XIX - начале XX века население Стрельны значительно увеличилось - многие петербуржцы предпочитали жить за городом не только летом, но и круглый год. Обывателями была предпринята попытка наделить Стрельну статусом безуездного города, окончившаяся безрезультатно.

Зимой 1918 года мыза Стрельна официально стала поселком. «Петроградский земский вестник» сообщал: «На чрезвычайном земском собрании Петергофского уезда 17 января обсуждался вопрос о выделении Стрельны в особый поселок. В настоящее время Стрельна, вместе с окружающими селениями составляет волостное земство. О выделении Стрельны в поселок подано в уездное земское собрание 14 ходатайств как жителей Стрельны, так и крестьян окрестных селений. Ходатайства были удовлетворены. Для установления границ поселка выбрана смешанная комиссия в составе: 2 представителей от стрельнинского волостного земства, 2 – от уездной земской управы, 2 - от волостного совета, 2 - от уездного земельного комитета, по 1 представителю от каждого района Стрельны, по 1 представителю от каждого селения и деревни Стрельнинской волости и 2 представителей стрельнинского совета раб. и солд. депутатов, как только последний образуется. Заключения указанной комиссии должны быть представлены ближайшему уездному земскому собранию.»

После революции все стрельнинские дворцы и дачи были либо заняты квартирантами, либо переданы детям. В Константиновском дворце была открыта Стрельнинская единая трудовая школа 2-х ступений. В «Анкете о состоянии общеобразовательных школ Петроградской губернии на 1 января 1919 года», читаем: «Стрельнинская Единая трудовая школа I и IV ( бывшая гимназия). Стрельна, Константиновский дворец. Школа до реформы - гимназия мужская. Школа после реформы : I и II ступени. Обслуживает Стрельнинскую волость и Ораниенбаумскую ветку Балтийской железной дороги. До реформы в школе было 6 классов. После реформы: А, Б. В. Г, Д, I, II, III, IV.

Количество учеников - 216 - 149 мальчиков и 67 девочек. 

Школьные работники - 14 человек. С высшим образованием - 8, со средним - 3, ниже среднего - 3».

Стрельнинская единая трудовая школа 2-х ступеней школа известна меньше, чем школа-колония «Красные зори», расположенная по соседству со Стрельной, в Михайловке. Между тем, именно в Стрельнинской мужской гимназии, а затем — в единой трудовой школе, преподавал до 1920 года Виктор Николаевич Сорока-Росинский, Викниксор, известный всем по книге Л.Пантелеева и Г.Белых «Руспублика «ШКИД», директор школы-колонии им. Достоевского.

В конце-концов, Стрельна именно по причине высокой секретности производств и учреждений, оказалась разделена на две части. В 1936 году последовало решение Ленсовета: «О создании Колпинского, Детскосельского и Петергофского районных советов». В связи с выделением из пригородной зоны г. Ленинграда трех районов — Колпинского, Детскосельского и Петергофского, с непосредственным подчинением Ленсовету, президиум Ленинградского совета постановляет: реорганизовать городские советы Колпина, Детского села и Петергофа в районные советы, подчинив их непосредственно Ленинрадскому Совету.

В Петергофский район включить Стрельну и завод пишущих машин. Поручить тт. Эдельсону Р. Р., (АПО) Сорокину А.П., (Пригородный РИК) и Рекке, в трехдневный срок определить границы присоединяемой к Петергофу территории».
 При этом следует учесть, что в черту Ленинграда ни Петергоф, ни Стрельна не вошли.

«Сельскохозяйственная» часть Стрельны, та, что сегодня находится за железной дорогой, в районе Волхонского шоссе, вошла в Красносельский район Ленинградской области. В этой части были два знаменитых хозяйства — немецкий колхоз «Роте Фане», созданный обитателями стрельнинских немецких колоний, и финский колхоз «Заводи».

В войну Стрельна была практически полностью разрушена. В первом номере Красносельской районной газеты «Искра», вышедшем в феврале 1944 года, говорилось, что в поселке нет ни одного уцелевшего дома. Автор, депутат Стрельнинского сельсовета Гаврилов, упорно называет Стрельну «городом». Мечта жителей о «городе Стрельна» не умерла до сих пор.

В 1950 году разделенная Стрельна наконец-то стала единым целым.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1950 года в административное обслуживание райсоветов Ленинграда были переданы: «...рабочий поселок Володарский и Стрельнинский сельсовет Красносельского района Ленинградской области - Петродворцовому району Ленинграда», причем населенный пункт Стрельна был отнесен к категории рабочих поселков, в его черту включен поселок им. Ленина.

В 1963 году Стрельна вместе с Петергофом была подчинена Ленгорсовету.

Решением Ленгорисполкома от 30 ноября 1970 года рабочий поселок Стрельна был включен в городскую черту Ленинграда.

В 1997 году поселок Стрельна стал самостоятельным муниципальным образованием.

Официальное название: «Муниципальное образование «посёлок Стрельна».

После открытия Государственного комплекса «Дворец Конгрессов», Стрельна - один из самых известным поселков Европы и мира.


Стрельна ищет мецената

Посвящается 105-летию 
памяти «стрельнинского Страдивари» 
Анатолия Ивановича Лемана (1859-1913)

Со времён Древнего Рима мастера нуждаются в благотворителях. Их прозвали меценатами в память о знатном римлянине Гае Цильние Меценате – покровителе поэтов. И «русский Страдивари» Анатолий Иванович Леман, создавший в Стрельне в начале XX века скрипичную мастерскую, где изваял около 250 скрипок и более дюжины виолончелей, очень нуждался в меценатах.

Имея большую семью (у него было девять детей), в 1903-1904 годах мастер вынужден был подрабатывать дантистом в Стрельнинском дворцовом покое (теперь это музей «Деревянный дворец Петра I» в Стрельне). Обращался он за помощью и к «стрельнинскому филантропу» князю Александру Дмитриевичу Львову, но тот все средства тратил на пожарное дело. Получив от него отказ в благотворительности, в одной из своих книг Леман саркастически высказался о князе: «Одному из наших меценатов взбрело в голову, что он «царь огня»… и все свои средства, всю свою энергию… он тратит на соперничество с брандмейстерами. Призванный по своему рождению, по своим связям, положению, богатству занять одно из самых высоких мест на своей родине, он всё время проводит в кругу своей дружины, закрывая глаза на всё остальное».

Пытаясь привлечь внимание и самого царя Николая II, Леман подарил свою лучшую детскую скрипку «Соловушко» наследнику Алексею. Но Алексея с трёх лет обучали игре на балалайке, стремясь воспитать из цесаревича истинно русского монарха, поэтому «Соловушко» была принята только в дар и передана в музей Придворного оркестра, а Леману был пожалован царский золотой перстень «работы ювелира Бока с бриллиантом № 6309 в 220 руб.».

Лишь за два года до своей смерти мастер встретил долгожданного мецената. Им оказался благотворитель из Севастополя Иван Николаевич Гороховцев¸ разбогатевший после смерти отца, генерала-ветеринара войска Кубанского. И. Н. Гороховцев, памятуя заповеди Божии и знатного древнего римлянина, стал благотворителем. Поселился в благодатном Крыму, в 1908 году купил на набережной Севастополя каменный особняк и построил загородный «дом-дачу искусств». Там он сам трудился над созданием художественных произведений, пробуя себя во всём, от ваяния скульптур до изготовления струнных инструментов. Он помогал другим «поцелованным Богом» проявлять свои таланты, опекая их у себя на даче, устраивая благотворительные выставки в Севастополе, приобретая уникальные художественные вещи.

Меценат был обрадован приездом в Крым из промозглого Петербурга бывшего военного Анатолия Ивановича Лемана, который в Стрельне давал жизнь чудесным скрипкам и благородным виолончелям. По слухам, мастер уже познал к тому времени секрет самого Страдивари, и, подражая ему, называл свои инструменты собственными именами, как у одушевлённых существ. Мецената потрясли рассказы мастера о том, с каким трудом в течение многих лет он изыскивал толщины дек и размеры скрипки и виолончели, чтобы инструмент «отличался большой напряжённостью звука», и о том, как он скупил у итальянского коллекционера всё 200-летнее дорогое дерево для инструментов, как изобрёл 500 сортов лака, испробовал все сорта осетрового клея, провёл натурные «Стрельнинские опыты» по изучению акустики скрипки. Леман сконструировал чудесный инструмент – виолончель с величественным именем «Гроза». Уникальная виолончель получилась нестандартной величины – 773 мм (на 23 мм длиннее обычной), но зато как звучала! Меценат без раздумий предложил мастеру десять тысяч рублей по его прейскуранту за «Грозу». Но Леман приготовил эту виолончель для петербургского квартета из своих инструментов. Такой квартет был уже приобретён меценатом из Москвы В. Н. Баклановым. Но, не найдя благотворителя в Петербурге, вынужден был уступить щедрому севастопольскому меценату. Он был так благодарен своему покровителю за это приобретение, что пожелал сохранить его имя в тайне, оберегая от посягательств недобрых людей. В своих книгах Леман упоминает более 150 владельцев своих инструментов, но только один меценат был скрыт под инициалами «И. Н. Г.».

Леман умер в 1913 году в Петербурге и был похоронен на почётном месте Литераторских мостков Волкова кладбища. Уже на следующий год на Россию свалились беды, войны, революции и гражданская война. В 1919 году беды достигли и Севастополя. Назвав богачей «бывшими», советская власть отбирала у них все движимое и недвижимое имущество. Не избежала раскулачивания и семья нашего мецената. Как в ту тяжёлую пору Гороховцевым удалось сохранить уникальную громадную виолончель, остаётся только догадываться. Умер Иван Николаевич в 1954 году в Сухуми.

Сын покойного мецената Игорь Иванович Гороховцев, исполняя наставления отца и самозабвенно чтя Лемана, в 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию и стал профессиональным виолончелистом. Он работал в оркестрах Ереванской оперы, в симфонических оркестрах Йошкар-Олы, Свердловска, Сухуми, Риги и Москвы. Уникальную «Грозу» берег, играя на ней только на важных и исключительных концертах. Гороховцев-младший умер в 1979 году, завещая надёжно хранить виолончель, а уж если и придётся продавать её, то не забывать о величайшей ценности этого инструмента. Он также наказал помнить его многострадального отца-мецената, обнищавшего, но сумевшего сохранить «Грозу» Лемана в такое смутное, тяжкое время, долго оставаясь гонимым и непонимаемым, даже собственной женой.

В советское время «Грозе» не знают цены. Не знают и о творчестве гениального Лемана. Нет и богатых покровителей – давно всех истребили.

Прошло полвека. В семье потомков Гороховцева не случилось больше музыкантов. Виолончель решили продать, но исполнить волю мастера и мецената, которые хотели, чтобы уникальный инструмент принадлежал государству, а не был спрятан в частной коллекции. В мае 2016 года виолончель «Гроза» была передана на экспертно-закупочную комиссию в московский Музей музыки им. М. И. Глинки. Согласно экспертному заключению, инструмент, так удачно находившийся в руках только у одного музыканта, был в отличном состоянии. Достаточно было бы заменить только старые струны, и можно было играть на концертах. Но теперь мецената не нашлось в Москве, а у государства – средств. Глава МО посёлок Стрельна Валерий Беленков, будучи знаком по публикациям в газете «Вести Стрельны» с историей «стрельнинского Страдивари» Лемана, обратился с ходатайством в министерство культуры РФ с предложением исполнить волю мастера − перевезти уникальную виолончель «Грозу» из Москвы в город её рождения. Уже в Петербурге можно было бы заняться поисками мецената для приобретения виолончели для Северной столицы и устроить фестивали Лемана в Стрельне и в Петербурге. Ходатайство было удовлетворено, и с ноября 2017 года виолончель «Гроза» находится на временном хранении в фондах Музея музыки, в Шереметевском дворце.

14 февраля 2018 года в Музее музыки состоялось совещание по вопросам подготовки драгоценного инструмента к музейной экспозиции и организации концертов с участием виолончели «Гроза» и других инструментов Лемана. Для этого из Москвы приехал руководитель ансамбля камерной музыки «Sonore», скрипач Георгий Левинов, который является большим знатоком творчества Лемана. В совещании принимали участие: правнук Лемана Денис Лазарев, главный редактор газеты «Вести Стрельны» Константин Чернэуцану, краевед Стрельны Олег Вареник, руководитель ансамбля камерной музыки «Sonore», скрипач Георгий Левинов, главный хранитель музея Ольга Ходякова и хранитель виолончели «Гроза» Владимир Кошелев.

В честь 105-летия памяти «русского Страдивари» Анатолия Ивановича Лемана участники совещания предложили провести в Шереметевском дворце ряд концертов на инструментах работы Лемана с участием виолончели «Гроза» в мае 2018 года. Для этого Г. А. Левинов вызвался привезти из Москвы квартет музыкантов, а для виолончели «Гроза» подобрать струны лучших фирм «Larsen» и «Spirocore». Музейщики обязались организовать перед концертом экспозицию инструментов Лемана: двух скрипок «Соловей» и «Соловушко», альта «Руслан» и виолончели «Гроза». В музеях России до сих пор не было ни одной виолончели Лемана. Краеведческий музей Стрельны выразил готовность передать для выставки в Шереметевский дворец копию портрета Лемана работы Репина 1888 года, а правнук Лемана – оригинальный автопортрет Лемана 1900-х годов, написанный, по всей вероятности, в Стрельне.

Глава МО посёлок Стрельна Валерий Беленков предложил Г. А. Левинову, посетившему накануне Стрельну, провести в сентябре концерты и для жителей Стрельны на инструментах Лемана в Константиновском дворце, когда будет отмечаться 105-летие памяти «стрельнинского Страдивари» А. И. Лемана.


Устроители надеются, что благодаря такой широкой популяризации творчества Лемана найдётся новый меценат, который сможет приобрести уникальную виолончель «Гроза» работы Лемана 1911 года, а Музей музыки, в котором хранится крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов со всего света, пополнится виолончелью «стрельнинского Страдивари», как этого желали сам мастер и севастопольский меценат.

Олег Вареник

18 Февраля 2017

Прощёное Воскресенье

Последние новости

18.07.2018
17 июля 2018 года в 18:00 отдел благоустройства местной администрации МО пос. Стрельна организова...
18.07.2018
Глава местной администрации Ирина Климачева по понедельникам, в 11:00, собирает в кабинете сотруд...
18.07.2018
Результат 2:0 предчувствовался с утра 14-го июля на спортивной площадке у дома №23 по улице ...

Мы ВКонтакте

О Стрельне

Стрельна, один из старейших пригородов Санкт-Петербурга, расположена в 19 километрах от города, на южном побережье Финского залива.

После открытия Государственного комплекса «Дворец Конгрессов» Стрельна является одним из самых известных поселков Европы и мира.

Подробнее

Контакты

г. Санкт-Петербург, пос. Стрельна,
Санкт-Петербургское шоссе, д. 69

Тел./факс: +7 (812) 421-39-88

Email: info@mo-strelna.ru

Мы в Вконтакте

Режим работы

Органы местного самоуправления поселка Стрельна работают по следующему графику:

  • Пн-Чт с 09:00 до 18:00
  • Пт с 09:00 до 17:00
  • Обед с 13:00 до 13:48
  • Сб-Вс - выходной