Чтение на выходные. «Пулей и словом»
  • 01.03.2021 17:16
  • Новости Стрельны
  • 240 Прочтений

Сегодня мы публикуем аудио- и видеоматериалы, а также сопроводительные тексты к выставке «Пулей и словом». Выставку под открытым небом можно посетить в любое время до 31 марта.

Депутаты Муниципального образования посёлок Стрельна, Местная администрация и редакция газеты «Вести Стрельны» благодарят Марию Сергеевну Инге-Вечтомову, внучку поэтов Юрия Инге и Елены Вечтомовой, сотрудника литературного музея «XX век», генерального директора некоммерческого партнёрства «Память Таллинского прорыва» за предоставленные материалы и аудиоэкскурсию по выставке «Пулей и словом», которую вы найдёте внутри статьи.

22 февраля на площади возле Львовского дворца состоялась церемония открытия выставки «Пулей и словом», посвящённой 75-летию Великой Победы. Выставка подготовлена Государственным литературным музеем «ХХ век» совместно с Большим Санкт-Петербургским государственным цирком и посвящена ленинградским писателям и артистам цирка. Тем, кто работал и сражался на фронтах Великой Отечественной войны, кто «с лейкой и блокнотом», шуткой и трюком прошёл от стен осаждённого Ленинграда до Берлина, кто силой искусства приближал победу над врагом.

фотограф Диана Маминова

Герои выставки «Пулей и словом»

«Пулей и словом» – это рассказ о людях, которые говорили с бойцами со страниц центральных газет и фронтовых многотиражек, озвучивали радиогазету, показывали цирковые номера, участвовали в боевых вылетах и дальних морских походах, а случалось – ходили в атаку и принимали командование на себя. Их слово и выступление были жизненно необходимы бойцам – они заставляли забыть о страхе и смерти, делали солдата сильнее. Сегодня мы подробнее расскажем о нескольких героях выставки.

Депутаты Муниципального образования посёлок Стрельна, Местная администрация и редакция газеты «Вести Стрельны» благодарят Марию Сергеевну Инге-Вечтомову, внучку поэтов Юрия Инге и Елены Вечтомовой, сотрудника литературного музея «XX век», генерального директора некоммерческого партнёрства «Память Таллинского прорыва» за предоставленную аудиоэкскурсию по выставке «Пулей и словом».

Мария Инге-Вечтомова
Аудиоэкскурсия "Пулей и словом"
15:20
 

Илья Корнилович Авраменко родился 1907 г. на Черниговщине, позднее вместе с родителями переехал в Сибирь, и юность его прошла на Дальнем Востоке. В 1925 году по командировке комитета РКСМ он уехал учиться, поступил в Ленинградский университет.

Дебют поэта состоялся в 1931 году, а в 1939 вышла книга «Долина кедров», стихи о Томске и Сибири. Уже в 1930-е годы Авраменко становится членом правления Ленинградского отделения Союза советских писателей, работает редактором журнала «Звезда».

Фронтовой путь Ильи Авраменко начался с Финской войны. Суровая тематика северной войны останется ведущей в его творчестве на долгие годы.

С 1941 по 1944 годы Авраменко – корреспондент газеты Карельского фронта «В бой за Родину!». Он много писал о Северном флоте, прошёл боевой путь от рубежей Невы до Киркенеса.

В 1941 г. поэт опубликовал сборник «Родине присягаю». Написанная в 1942 г. Ильёй Авраменко «Ночь накануне бессмертия» имела подзаголовок «Фронтовая поэма», в основу произведения легла героическая история одного из боевых охранений 123-й Лужской стрелковой дивизии.

Как корреспондент армейской газеты, И. Авраменко стал автором множества поэтических и прозаических материалов, ему, например, принадлежит изданная в серии «Герои Ленинградского фронта» брошюра «Летчик-истребитель Ириней Беляев». После войны поэт вместе с Всеволодом Рождественским руководил литературным объединением при ленинградском филиале газеты «Красная Звезда». В эти годы выходят еще 8 поэтических сборников, а также роман в стихах «Дом на Мойке». В 1950 – 1960-х годах Авраменко был главным редактором Ленинградского отделения издательства «Советский писатель», работал над «Антологией хакасской поэзии», воспоминаниями, указателями литературы.

Поэт скончался в 1973 от инфаркта миокарда.

«Возвращение из полёта»

Они входили молча в тихий дом,

с полуночи покинув самолеты,

тяжелым изнуренные трудом,

суровой облегченные работой.

За ними тень металась по углам…

Нес капитан в охапке туго сжатый,

подшитый мехом кожаный реглан

и грязный шлем с клочками дымной ваты.

Их раздражал не в меру яркий свет,

невозмутимость мнимого покоя…

И понял я: меж ними друга нет,

что прикрывал их там, над полем боя.

Еще в глазах мерещились мосты,

клубки разрывов, черный дым парома

и мертвый истребитель — полверсты

не дотянувший до аэродрома.

Входило пять…

В боях погиб шестой,—

реглан в крови, изодран шлем пилота…

Усталость гнет, но спать уж неохота,—

какой тут сон! Скорей бы день, и — в бой.

 

Николай Леопольдович Браун, поэт и переводчик, родился 28 ноября 1902 года в Тульской губернии. Юность он провёл в средней России, в 1919 г. приехал в Петроград, где в 1919-20 гг. посещал занятия в Цехе поэтов, которым руководил Николай Гумилёв. Печататься поэт начал в 1923 г., а в 1926 г. вышел первый сборник его стихов.

С самого начала войны Браун работал начальником литотдела газеты «Красный Балтийский флот», участвовал и в создании серии агитационных плакатов «Бьём!». «Писать приходится о том, что важно для боя, параллельно событиям. Важны действия морской пехоты — полоса в газете посвящается ей, пишем о морской пехоте», – вспоминал поэт.

На одном из кораблей Балтийского флота Браун участвовал в прорыве наших кораблей из Таллина в Кронштадт 27-28 августа 1941 года. Некоторое время Брауна даже считали погибшим.

В дальнейшем Браун работал в группе писателей при политуправлении Балтийского флота, писал и публиковал стихи, стихотворные лозунги, стихи для плакатов, сатирические фельетоны, выступал в частях, на кораблях, в госпиталях; редактировал сборники «Боевая краснофлотская поэзия».

Он стремился постоянно быть на передовой; в стихотворении, фронтовика Виктора Круглова «Николай Браун» запечатлено, как в январе 1944 г. Браун выступал перед бойцами на Ораниенбаумском плацдарме. «Место поэта — в этой борьбе, — писал Н. Браун во время войны. — Счастье поэта — ощущать себя в ней бойцом, знать, что и ты отдаешь свои силы на борьбу за победу»

Во время войны Браун стал ведущим песенником Балтики, около сорока песен на его стихи звучало во время войны.

В осаждённом Ленинграде Браун воспевал своими стихами мужество моряков, стойкость ленинградцев. В годы войны выходят его книги «Военная весна», «Мой светлый край», «Морская слава: Стихи 1941-1944 гг.».

В послевоенные годы выходит еще 7 поэтических книг Н.Брауна, а также поэма «Молодость». Умер поэт 12 февраля 1975 года в Ленинграде.

МОГИЛА СОЛДАТА

Как глубоко безмолвье этих мест!

Кусты, траншеи, ржавый остов танка,

Густой травой поросшая землянка

И рядом — старый деревянный крест.

Он был сколочен наспех топором

Из молодого деревца когда-то,

И нет на нем ни имени, ни даты —

Все смыто ветром, снегом и дождем.

И нет венков, но травы и цветы

К его подножью в горести прильнули,

И, как в почетном строгом карауле,

Вокруг могилы замерли кусты.

Знамена зорь сверканьем золотым

Горят в лучах заката и восхода,

И в знак великой почести природа

Склонила здесь колени перед ним.

 

Елена Андреевна Вечтомова, поэт и прозаик, родилась 13 января 1909 года в Казани, в семье священнослужителей и врачей. В гимназические годы играла в театральной студии. Первые стихи и статьи Елены появляются в Пермском студенческом университетском альманахе. Страсть к сочинительству заставила третьекурсницу перевестись в Ленинградский университет на историко-филологический факультет, который она и окончила в 1930-м в одной бригаде с О. Берггольц и Б. Корниловым. Прямо из университета Е. Вечтомова отправилась в редакцию журнала «Резец», где начала свой путь в литературу.

Встреча с будущим мужем, поэтом Юрием Инге, сделала жизнь Елены ещё насыщеннее. Совместные поездки по стране явились почвой для новых тем и стремлений. Многие стихи этих лет ложились на музыку, звучали по радио. Первый сборник стихов Елены Вечтомовой «Своими словами» вышел в 1939 году.

В период финской войны Вечтомова собирает материалы о боевых действиях, пишет очерки и стихи во фронтовые газеты, в т.ч. «Боевой путь» Карельского перешейка («Нет, мы не только воевали…», 1940).

В начале Великой Отечественной войны пришло страшное известие: при переходе из Таллина в Кронштадт кораблей КБФ в Балтийском море погиб Юрий Инге.

Вместе с малолетним сыном Е. А. Вечтомова пережила блокаду. В качестве военного корреспондента она принимала участие в боевых действиях на суше и на море, была ранена. Читала стихи на радио, в госпиталях, на кораблях, в Доме писателей им. В. В. Маяковского, готовила к изданию сборники Инге, печаталась в журналах. Делала репортажи для газеты «На страже Родины». Она награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Счастье прорыва блокады Елена Вечтомова встретила вместе с друзьями, в Доме радио: «Друг, товарищ, там за Ленинградом, / Ты мой голос слышал за кольцом. / Дай мне руку! Прорвана блокада. / Сердце к сердцу ‒ посмотри в лицо» («18 января 1943 года»).

После войны Елена Андреевна занималась переводами стихов поэтов социалистических республик, написала знаменитую «Повесть о матери». В 1970–80-е, кроме активного участия в Комитете защиты мира (медаль «Борец за мир»), в ЛО СП Вечтомова была председателем секции документально-художественной прозы, вела занятия в ЛИТО «Радуга», создала музей Юрия Инге в Стрельне. Елена Андреевна ушла из жизни 1 июня 1989 в Ленинграде.

Новый год был в семь часов. Позднее

Не пройти без пропуска домой.

Был обстрел. Колючим снегом веял

Смертоносный ветер над Невой.

Стены иней затянул в столовой.

В полушубках, при мерцанье свеч

Мы клялись дожить до жизни новой,

Выстоять и ненависть сберечь.

Лёд одолевал нас, лёд блокады.

В новом начинавшемся году

Выстоять хотел и тот, кто падал,

Не остановиться на ходу.

Так сквозь смерть росли и крепли силы,

Билась жизнь меж ледяных камней.

…Мне тогда бы много легче было,

Если б ты подумал обо мне.

Друг, товарищ мой за Ленинградом,

Ты мой голос слышал за кольцом.

Дай мне руку! Прорвана блокада.

Сердце к сердцу, посмотри в лицо.

 

Юрий Алексеевич Инге (1905–1941) Литературное объединение журнала «Резец», так же как и ленинградский Радиокомитет в 1920-30-е годы, работа в журналах «Юный пролетарий», «Костёр», «Чиж» и «Ёж» формировали поэта и прозаика.

Во время Финской войны переаттестован по флоту и с тех пор навсегда связан с морем. Газета торпедных катеров «Атака», флотская низовая печать радовали писателя своей реальной необходимостью. На борту военного корабля участвует в военных действиях, и его стихи стали любимыми на флоте, в Кронштадте.

22 июня 1941 года сразу после обращения Молотова о нападении фашистов на нашу страну звучит поэма «Война началась», написанная им для запасного портфеля Ленинградского радио. Юрий Инге в это время в Таллине, военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский Флот».

В документах гестапо имелось «личное дело» Юрия Инге: ему и его товарищам, фронтовым журналистам, заочно был вынесен смертный приговор. Почти каждый день в оставшиеся ему два месяца печатались в газете тексты листовок, подписи к плакатам «Бьём!», боевые стихи Инге в те дни жизненно необходимые всем. В сатирическом отделе «Полундра!» газеты «КБФ» В. Азаров, Ю. Инге и А. Крон создали образ краснофлотца – Митя Клотик вдохновлял на действия и поддерживал усталых бойцов.

28 августа 1941 года погиб в Таллинском прорыве КБФ. Поэт Николай Браун, находившийся рядом с Юрием Инге вместе со всей редакцией и типографией, рассказывал, что Инге был очень подготовлен, собран. Говорил, как нужно себя вести в случае чего.

 

ПОРОХ

Придёт пора: заплесневеет порох,

Исчезнут деньги – зависти исток,

Исчезнут даже люди, для которых

Придуман смертоносный порошок.

Наступит день, и мой великий правнук

Закончит дело, начатое мной,

И наших дней торжественную правду

Он назовёт последнею войной.

Не зная, как на поле битвы горек

Вкус бьющей горлом крови и слюны,

Он подойдёт бесстрастно, как историк,

К неповторимым ужасам войны.

Всё это взяв частицей перегноя,

На коем мир спокойствие воздвиг,

Он всё, сегодня созданное мною,

Использует как первый черновик.

Наступит день: и труд мой, как основа,

Понадобится будущим векам,

Я мысль свою, завёрстанную в слово,

Как эстафету в беге передам.

Двадцатый век идёт в военных сборах,

С оружьем мы на рубежах стоим…

Придёт пора… Но нынче нужен порох.

Сегодня он ещё необходим.

1941

Александр Ильич Гитович родился 1.03.1909 г. в Смоленске. В 1927 г., переехав в Ленинград, он вступил в литературную группу «Смена»; с 1929 г. начались поездки в составе литературных бригад по стране (Средняя Азия, Заполярье), обучение на географическом факультете ЛГУ.

В 1931 г. Гитович был отстранён от действительной военной службы из-за больного сердца, но он не мог смириться с зачислением его в белобилетники, поэтому употребил немало сил, упорства и красноречия, чтобы уговорить призывную комиссию. Ещё будучи допризывником, Гитович учился военному делу: его тянуло на пограничную заставу, на палубу боевого корабля, он даже участвовал в дальнем учебном походе на подводной лодке.

В первые дни Великой Отечественной войны Гитович был направлен в газету народного ополчения «На защиту Ленинграда», позднее в газету 55 армии. Из номера в номер появлялись его корреспонденции, заметки и стихи. В газете «На страже Родины» появилось стихотворение «Танкист Зиновий Колобанов». В нём описывался подвиг экипажа Колобанова, который в августе 1941 г. уничтожил множество немецких танков, орудий и миномётов, бронетранспортёров и колесных машин. Гитович был единственным, кто сумел пробраться тогда в это подразделение и взять у бойцов интервью.

Даже среди военных корреспондентов Гитович выделялся смелостью, презрением к опасности, когда нужно было заполучить для газеты наиболее интересный материал. Он первым среди ленинградских военных журналистов открыл свой личный счёт мести врагу. Приехав к снайперам, поэт отправился вместе с ними на передний край и весь день наравне с бойцами охотился за фашистами.

А.И. Гитович успевал побывать и в небе, и в лыжном рейде, принять участие в организации ночного поиска. Он дорожил званием военного корреспондента и немало сделал для того, чтобы повысить уважение к газетчикам в глазах солдат переднего края. В 1943 году Гитович написал стихотворение «Военные корреспонденты», не предназначавшееся для печати, где сформулировал те принципы, которые для него самого были непреложными законами.

В послевоенные годы А.И. Гитович активно занимается не только собственной поэзией, но и переводами с китайского и корейского. Умер поэт 9.08.1966 г. и похоронен на поселковом кладбище в Комарово.

Не для того я побывал в аду,

Над ремеслом спины не разгибая,

Чтобы стихи вела на поводу

Обозная гармошка краснобая.

Нет, я опять на штурм их поведу,

И, пусть судьба нам выпадет

любая, ‒

не буду у позорного столба я

Стоять, как лжец ‒ у века на виду.

Всю жизнь мы воевали за мечту,

И бой еще не кончен, Я сочту

Убожеством ‒ не верить в признак милый.

Он должен жизнью стать,

Не трусь, не лги,

И ты увидишь, как течет Занги,

И день встает над вражеской могилой.

Александр Ильич Зонин, писатель-маринист, родился 15 сентября 1901 года в Елизаветграде, там же окончил коммерческое училище. С 1923 года Зонин занимался литературной критикой, в 1930 году дебютировал как писатель.

И литературная деятельность, и вся жизнь Александра Ильича неразрывно связаны с армией и флотом. В гражданскую войну он был комиссаром полка, участвовал в боях за Одессу, Ровно, Полоцк, Псков и под Петроградом. Зонин был редактором газет 16-й армии и Туркфронта, журнала «Политработник», в 1921 году как участник подавления кронштадтского мятежа, награждён орденом Красного Знамени.

В 1929 году А.И. Зонин окончил Институт красной профессуры. Служил на крейсере «Красный Кавказ». Во время Зимней войны (1939—1940) он получил чин капитана 3-го ранга. По свидетельству современников, Зонин был человеком необычайно творческим, увлеченным. Александр Ильич стал одним из первопроходцев морской исторической темы в советской художественной литературе.

В годы Великой Отечественной войны Александр Зонин служил на Балтийском и Северном флотах. В тяжелые дни сентября 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Ленинграду, Александр Зонин был в морской пехоте и, когда выбыли из строя командиры, принял командование батальоном балтийцев. В 1942 году он принял участие в походе подводной лодки «Л-3» в южную часть Балтийского моря и потоплении 5 транспортов противника.

До 1943 года Зонин состоял в оперативной группе писателей при Политуправлении Балтфлота, затем при Политуправлении Северного флота, был военным корреспондентом газеты «Красный флот». Служба на Балтике позволила писателю создать произведения, отразившие героический подвиг моряков-балтийцев – роман «Свет на борту», сборник рассказов «Жизнь продолжается», повесть «Тяжкое лето» и др. А пребывание на Северном флоте в 1943 — 1944 годах, участие в походах эскадренных миноносцев и в операции по разгрому вражеского конвоя в Варангер-фиорде (писатель шёл в бой на торпедном катере) дали ему материал для романа «Морское братство».

16 апреля 1949 года Зонин был арестован по обвинениям в троцкизме, космополитизме и контрреволюционной пропаганде, 4 февраля 1950 года осуждён на 10 лет ИТЛ. Срок отбывал в Джезказгане, освобождён в 1955 году. Писатель скончался в 1962-м, согласно завещанию, урна с прахом писателя-мариниста была захоронена в водах Баренцева моря 31 мая того же года.

Вениамин Александрович Каверин, один из крупнейших русских писателей ХХ века, автор «Двух капитанов» и других культовых романов, родился 6 апреля 1902 года. Окончив Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета, он в 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского». Псевдоним «Каверин» был взят им в честь гусара П. П. Каверина, приятеля молодого Пушкина.

В начале 1920-х годов Каверин входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы были написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы», за ним последовали «Исполнение желаний» и роман-трилогия «Открытая книга». Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана», в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения.

Во время войны В.А. Каверин был специальным фронтовым корреспондентом «Известий», в 1941 году на ленинградском фронте, в 1942-1943 годах – на Северном флоте. Собирая материал для второй книги «Два капитана», он посещал основные соединения флота, наблюдал и изучал жизнь военных моряков, беседовал с матросами и офицерами, оказывал помощь работникам военных газет. Результатом поездок становились статьи и очерки в местных и центральных газетах, например в «Известиях». В 1944 году был опубликован второй том романа «Два капитана», получивший Сталинскую премию. В 1945 году Каверин был награждён орденом Красной звезды.

После выхода постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» Каверин как мог поддерживал попавшего в беду М.Зощенко. В 1958 году он был едва ли не единственным в СССР крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака, подписал обращение в защиту Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского, подготовил для Четвёртого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. Умер В.А.Каверин 2 мая 1989 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Павел Николаевич Лукницкий родился 20 сентября 1902 года. Павел Николаевич вошёл в историю литературы не только как писатель и поэт, но и как крупнейший специалист по жизни и творчеству Н. С. Гумилёва и А. А. Ахматовой – он собрал уникальную коллекцию рукописных материалов о Гумилёве, пытался добиться возвращения его имени в литературу. А в истории страны он останется и как знаменитый путешественник и исследователь Средней Азии, ученый секретарь Таджикской Памирской экспедиции в 1932-1934 годах.

Еще в одиннадцать лет Лукницкий начал вести дневниковые записи и не оставлял этой привычки всю жизнь. Он успел принять участие в Гражданской войне, для чего ему пришлось прибавить себе два года. Впоследствии учился в Ленинградском институте живого слова (1922-1924), окончил литературно-художественное отделение факультета общественных наук ЛГУ (1925). А писать стихи Лукницкий начинает с 1922, первый сборник выходит в 1927. Кстати, именно Памир становится одной из главных тем его творчества. В одной из экспедиций Лукницкий открыл пик, который по его предложению назван в честь Маяковского. Существует пик, названный и в честь самого Лукницкого.

Великую Отечественную войну Лукницкий встретил в Ленинграде. 25 июня в газете «Правда» была опубликована его первая военная статья «На боевых постах». В первые же дни войны он написал заявление о желании идти на фронт, был командирован в Петрозаводск, в качестве спецвоенкора армейской газеты «Во славу Родины», а в июле направлен на передовую в Ухту. В августе 1941 года Лукницкий назначен специальным военным корреспондентом ТАСС на Ленинградском и Волховском фронтах; с осени 1944 года на 2-м и 3-м Украинских фронтах. С наступающими советскими войсками дошёл до Будапешта, победу встретил в Праге. Он автор около 600 статей для газет «Советский писатель», «Ленинградкая газета», кроме того писал листовки, очерки, стихи, рассказы, выступал на радио. Участвовал в боях, был дважды контужен. Лукницкий, как летописец блокадного города, ежедневно, с первого часа войны вёл подробный фронтовой дневник и публиковал его части в периодической печати. Впоследствии дневник блокадных дней обрёл художественную форму и был издан в трёх томах (более 2000 страниц) под названием «Ленинград действует». Лукницкий много раз был награждён за мужество и храбрость, но сам более всего гордился причастностью к ленинградской эпопее.

Умер П.Н. Лукницкий 23 июня 1973 в Москве.

 

 

Борис Михайлович Лихарев, русский советский поэт, родился в 1906 году в Санкт-Петербурге.

С 12 лет Лихарев воспитывался в Подмосковном детском доме. В 1924 году он поступил в Литературный институт им. В. Брюсова, в 1925 вошёл в литературную группу «Смена» в Ленинграде.

До войны Лихарев побывал в республиках Средней Азии, в Финляндии. В Зимнюю войну служил командиром сапёрного взвода.

С первых дней войны он работал в газете «Ленинский путь» и «Решительный бой» корреспондентом, печатался в многотиражной газете воюющих кораблей «Балтиец». При Политуправлении Ленинградского фронта Лихарев работал в опергруппах писателей под руководством Н. Тихонова и морских писателей под руководством Вс. Вишневского. В 1941-м году вышли книги Лихарева «Рассказы про сапёров» и «Записки сапёра».

В декабре 1941 года Борис Михайлович был направлен от газеты «На страже Родины» в район Тихвина к лётчикам, которые доставляли продовольствие в Ленинград. Писатель сомневался, сумеет ли выудить нужные факты, но летчики разговорились. «В те дни,— вспоминал Лихарев,— нужна была сатира, разящая извергов-фашистов, чтобы фронт грозным смехом смеялся над врагом...» Дружный, неукротимый смех, опасное для врага веселье охватывало сердца солдат, когда звучали острые сатирические четверостишия настражевской «Прямой наводки». В 1943 году Лихарев был членом редколлегии журнала «Ленинград», в 1944-м его назначили ответственным секретарём, после войны Лихарев стал редактором этого журнала и «Ленинградского альманаха», затем главным редактором Ленинградского отделения издательства «Советский писатель».

Борис Михайлович скончался в 1962 году, похоронен на Богословском кладбище.

В края гранитов и морозов,

Где снеговая стынет мгла,

Простая русская береза,

Как далеко ты забрела!

И ратник русский вспомнил рощу,

И речка вспомнилась, и дом.

Вдали чернел уступов росчерк —

Хребта обугленный излом.

Тебе в пути гремели грозы,

Хлестал буран, томила мгла,

Простая русская береза,

Как далеко ты забрела!

Куда бы взгляд ни бросил ныне,

Лишь за горой встает гора,

Тебе привет мой средь пустыни,

Где нет ни крова, ни костра.

Я нашей встречи не забуду,

Ты обогрела нам сердца, —

Уж если ты дошла досюда,

До края мира путь бойца.

 
 
 

Поэт Всеволод Александрович Рождественский родился 29.3(10.4).1895 в Царском Селе.

Первый сборник стихов, «Гимназические годы», вышел в 1914 г. Рождественский входил во второй «Цех поэтов», влиянием поэтики акмеизма.<

Чтение на выходные. «Пулей и словом»

Назад к списку новостей
О Стрельне

Стрельна — один из старейших пригородов Санкт-Петербурга, расположена в 19 километрах от города, на южном побережье Финского залива.

После открытия Государственного комплекса «Дворец Конгрессов» Стрельна является одним из самых известных поселков в мире.

В 1997 году поселок Стрельна стал самостоятельным муниципальным образованием.

Подробнее

Контакты

Муниципальный Совет:
+7 (812) 421-43-03
msovet@mo-strelna.ru

Местная администрация:
+7 (812) 421-39-88
info@mo-strelna.ru

МКУ «Стрельна»,
Газета «Вести Стрельны»:
+7 (812) 421-37-22
mku@mo-strelna.ru
redaktor@mo-strelna.ru

Режим работы

Органы местного самоуправления поселка Стрельна работают по следующему графику:

  • Пн-Чт с 09:00 до 18:00
  • Пт с 09:00 до 17:00
  • Обед с 13:00 до 13:48
  • Сб-Вс - выходной

Санкт-Петербург, пос. Стрельна,
Санкт-Петербургское шоссе, д. 69А

Мы в Вконтакте