Некоторое время тому назад неожиданно для себя психолог Ольга Лакрисенко увлеклась мозаикой. И вот уже несколько лет её интерес к этому виду искусства не ослабевает — напротив, она погружается в хобби все больше и больше, открывая для себя все новые грани пересечения искусства мозаики и науки психологии.
Тема следующего мастер-класса в галерее Львовского дворца: «Мозаика на службе у психологии». В субботу 30 марта, в 12.00 можно будет:
• узнать, каким образом мозаика врачует нашу душу («мозаика» от итал. mosaico, от лат. opus musivum — произведение, посвящённое музам, психология - от др.-греч. «душа» - наука о душе);
• послушать увлекательный рассказ о стыке областей психологии и физиологии, о пользе развития мелкой моторики в раннем детском возрасте;
• создать свой неповторимый шедевр из камушков, которые вместе с инструментами любезно предоставит мастер.
Еще в древнем Китае (I век до нашей эры) знали о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. По наблюдениям древних китайцев, упражнения, в которых участвуют руки и пальцы, гармонизируют не только тело, но и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Связано это с тем, что на кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Японская акупунктура построена именно на этом.
Считается, что просто массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца на работе сердца.
Отрадно, что и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в человеческом мозге. Хорошо эти моменты иллюстрирует известный ученый Пенфилд в знаменитом своём рисунке гомункулуса (от лат. homunculus — «человечек»). Гомункулюс — это условный рисунок человека, отображающий сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, управляющие различными частями человека. Схематично гомункулуса изображают в виде человечка, части тела которого пропорциональны зонам мозга, в которых они представлены.
Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало. Поэтому пальцы рук, губы и язык с большим числом нервных окончаний изображаются крупнее, чем туловище и ноги. Не случайно именно мозаика, через развитие мелкой моторики, повышает умение логически рассуждать, развивает память, мышление, внимание, связную речь.
На занятия можно записаться, позвонив в редакцию "Вестей Стрельны" по номеру +7 (958) 175-53-10.
Мозаика на службе у психологии
26.03.2019 10:00
315