История Стрельны: к международному дню детской книги
03.04.2023 22:27
220
Попробуйте выйти на улицу нашего посёлка и задать прохожим вопрос: что такое «Весёлые картинки»? Почти все (или вообще все, кроме разве что иммигрантов) ответят: «Это детский иллюстрированный журнал».
Причём возраст не важен: правильный ответ дадут все, но, в первую очередь, пожилые и люди средних лет, а также подростки и дети. А если продолжить и задать вопрос о том, какие ещё детские журналы вам знакомы, то с уверенностью услышите: «Мурзилка», «Пионер», «Костёр» и др. Каждый хотя бы слышал об этих журналах.
Вот и у меня в раннем детстве (в середине 1950-х - начале 1960-х гг.) не было интересней литературы, чем эти детские журналы, особенно — «Весёлые картинки». И хотя я был уже знаком с некоторыми книгами серий: «Мои первые книжки» и «Книга за книгой», которые мне очень нравились, но всё же, каждый раз с нетерпением ожидал очередной выпуск этого ежемесячного журнала, первый номер которого вышел 24 сентября 1956 года. Я с первых же номеров полюбил «Весёлые картинки».
Хотя журнал стал сразу выходить большими тиражами, но даже их не хватало на всех желающих. В газетных киосках Стрельны, Петродворца, Ломоносова журнал «сметали» за считанные часы. Даже на «барахолке» у Обводного канала г. Ленинграда родителям не всегда удавалось его достать. Поэтому подписка на журнал, оформленная родителями в конце 50-х годов, стала для меня желанным подарком.
Как появилось название журнала — «Весёлые картинки», доподлинно неизвестно. По одной из версий, Иван Максимович Семенов — главный редактор журнала, приехав на дачу навестить сына, застал его за рисованием. Между ними состоялся такой диалог:
- Что рисуешь?
- Картинки про то, как мы тут живём.
- Какие картинки?
- Весёлые картинки!
Это словосочетание запомнилось И. Семенову и позже стало названием журнала. По другой версии, И. Семенов в 1956-1957 годах иллюстрировал книгу знаменитого английского писателя-юмориста Джерома К. Джерома. И не мог не знать, что первое русское издание этого автора 1898 года называлось «Весёлые картинки».
Вообще, название журнала было выбрано исходя из того, что маленькие дети (4-11 лет), для которых он и предназначался, всегда охотно рассматривают забавные и весёлые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями.
И. Семёнов придумал и нарисовал главного героя, ставшего символом журнала – Карандаша – забавного, доброго и весёлого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузку и зелёные брюки, на голове — элегантный берет (хотя сначала была шляпа), а на шее повязан красный бант. Первоначально он задумывался, как автор всех иллюстраций, представленных в журнале.
Семёнов не только сам был выдающимся мастером книжной и журнальной графики, признанным карикатуристом, но и сумел привлечь к своему делу других талантливых людей. Среди авторов журнальных материалов были одни из лучших советских писателей и художников: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Владимир Сутеев, Константин Ротов, Алексей Лаптев, Михаил Битный, Юрий Фёдоров, Анатолий Елисеев, Виктор Чижиков, Надежда Притулина, Борис Фридкин и другие.
Журнал стал первым официальным изданием, в котором публиковался советский вариант комиксов. Постоянными героями таких иллюстрированных историй стали сказочные персонажи «Клуба весёлых человечков»: Карандаш, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Дюймовочка, Петрушка, Гурвинек, Буратино. Я, как и многие ребята, с нетерпением ждал новых встреч с этими забавными человечками и выход каждого нового номера становился настоящим праздником.
На страницах журнала печатались сказки, приключенческие рассказы, стихи, ребусы, загадки, игры и пр. В рубрике «Школа карандаша» детей учили рисовать, в «Школе Самоделкина» — мастерить игрушки, а в «Весёлой азбуке» знакомили с буквами. Журнал проводил ежегодный конкурс на лучший детский рисунок. Я любил рисовать на сюжеты комиксов, и даже однажды отправил свои рисунки на конкурс, но в число призёров конкурса, к сожалению, не попал.
В журнале совсем не было скучных нравоучений. Вернее, совсем никаких не было. Люди, которые делали журнал «Весёлые картинки», не стремились поучать и воспитывать своих читателей. Они просто хотели рассказывать и показывать ребятам что-то забавное и интересное. Дети всегда очень тонко чувствуют такие вещи, и эта тональность разговора им очень нравилась.
Маленьким читателям полюбилась и альбомная (горизонтальная) ориентация журнала, который из-за этого был похож на художественный альбом. Уже одним этим «Весёлые картинки» выделялись на фоне остальных журналов, обращали на себя внимание. В таком виде журнал выпускался до 1964 года.
Журнал организовывал досуг всей семьи. Маленьким детям его читали родители, а дети постарше нуждались в общении и одобрении взрослых – хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгаданы ребус или загадка.
В честь выхода первого номера журнала Самуил Маршак написал стихотворение:
В большой семье советской
Журналов и газет
Сегодня самый детский
Журнал выходит в свет.
Его читатель тоже
Еще довольно мал,
Но меньше и моложе
Читателя журнал.
Журналу и ребенку -
Счастливого пути!
Пусть будут вперегонку
Расти, расти, расти!
Вторая половина 50-х годов прошлого века — была временем обновления жизни в стране и во всём мире; время надежд, изобретений, новаций. И частью этого времени были — «Весёлые картинки».
Может, конечно, я и преувеличиваю, но вспоминаю именно своё детство и моих друзей. Первым любимым журналом для нас был именно «Весёлые картинки». По мере взросления, вкусы менялись. Я полюбил «Мурзилку», потом мне нравились журналы: «Пионер», «Костёр» и другие. Но это было позже. И самым детским журналом для меня, по-прежнему, оставались «Весёлые картинки».
Тираж этого журнала в начале 80-х годов достигал фантастических по нынешним временам девяти с половиной миллионов экземпляров. Сейчас, конечно, такие тиражи невозможны, этому есть объективные причины.
За прошедшие долгие годы подшивка журналов «Весёлые картинки» в нашей семье заметно поубавилась и сократилась. Но я об этом не жалею. Так как все эти журналы пригодились для воспитания и обучения наших детей и внуков. И хотелось бы думать, что оставшиеся экземпляры, возможно, пригодятся и правнукам.
Наряду с «Весёлыми картинками» в 1950-е - 1960-е годы наиболее популярным детским журналом в СССР был литературно-художественный журнал «Мурзилка», издаваемый с 1924 года. Адресован журнал был детям от 6 до 12 лет. Главный герой, символ журнала — Мурзилка со временем не раз менял обличие. Но в 1937 году знаменитый художник Аминадав Моисеевич Каневский создал образ Мурзилки. И с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, жёлтенький, как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо. Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной — одним словом, ровесник своих читателей. Дети сразу полюбили его.
Главным отличием журнала являлась художественная детская литература, которая воспитывала в ребёнке лучшие нравственные качества: доброту, честность, справедливость, отзывчивость. С журналом сотрудничали известные писатели и поэты: А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, Е. Благинина, Б. Заходер, Н. Носов, В. Берестов, Ю. Коринец, Я. Аким, С. Сахаров и другие; признанные художники-иллюстраторы: В. Андриевич, В. Конашевич, Ю. Коровин, Е. Монин, Л. Токмаков, В. Чижиков, Н. Устинов, В. Лосин и другие.
16 мая 2023 года журналу исполнится 99 лет — и за время существования редакция не пропустила ни одного выпуска. За это в 2012 году журнал получил место в книге рекордов Гиннесса. «Мурзилка» официально стал самым старым до сих пор издающимс детским изданием на планете.
Вообще, в 1950-е - 1960-е гг. все детские журналы были настоящим окном в мир для советских школьников: в них публиковались и весёлые истории, и серьёзная литература, и занимательные задачки и развивающие конкурсы. Каждый журнал так или иначе выполнял и воспитательную функцию — на их дидактических публикациях росло поколение будущих граждан страны.
В эти же годы массово выпускались целые серии детских книг: «Мои первые книжки», «Книга за книгой» и другие. Тонкие книжки в мягкой обложке были замечательно иллюстрированы. Появлялись и «солидные» экземпляры детских книг (больших размеров и объёмов, в твёрдых обложках) с прекрасными иллюстрациями.
С открытием в Стрельне Детской библиотеки в Домике привратника, находящимся в Орловском парке, я стал там постоянным читателем. Мне импонировало доброжелательное отношение ко мне (юному посетителю) со стороны библиотекарш, их готовность дать совет и прийти на помощь в выборе тех или иных книг, интересующих меня.
Мне особенно нравилось проводить время в читальном зале на втором этаже этого здания. При «падающем» свете из окон на крыше или свете настольной лампы приятно было читать и перечитывать книги с любимыми героями. Если в младшем школьном возрасте меня интересовали в основном сказки и приключения, по знанию которых в библиотеке часто устраивались всевозможные конкурсы и викторины с награждением победителей, то в среднем школьном возрасте интерес проявлялся уже в другом. Я «запоем» читал книги из серии «Военная библиотека школьника» (ВБШ), которые трудно было приобрести в домашнюю библиотеку, из-за малых тиражей и большой популярности.
Книги этой серии стали издаваться в годы Великой Отечественной войны, а точнее, с 1942 года. Меня заинтересовали и книги серии «Библиотека приключений», а позже — книги серии «Библиотечка пионера. Знай и умей». Вообще, в те годы для меня и моих друзей, всё новое в детской литературе вызывало интерес и было для нас подарком. А в библиотеке было полно разных интересных детских изданий, чтобы удовлетворить наши растущие потребности в чтении тех или иных книг. Я с благодарностью вспоминаю то время и те предоставленные нам возможности в детстве, так как невозможно переоценить роль детской книги в формировании личности. Некоторые из книг детства храним дома, как память о тех беззаботных, счастливых годах.
2 апреля ежегодно отмечается Международный День детской книги, который был учреждён в 1967 году. Эта дата выбрана не случайно: она совпадает с днем6 рождения одного из самых известных сказочников в истории — Ганса Христиана Андерсена.
«Дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья», — так однажды сказала немецкая писательница Йелла Лепман, выдвинувшая идею об утверждении Дня детской книги как всемирного праздника. И с ней трудно не согласиться.
Текст: Вячеслав Павлович
#вестистрельны #мо_стрельна #новостистрельны #вестистрельны #стрельнакультура #стрельна #историястрельны
В рамках программы «Организация и проведение местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий».
Причём возраст не важен: правильный ответ дадут все, но, в первую очередь, пожилые и люди средних лет, а также подростки и дети. А если продолжить и задать вопрос о том, какие ещё детские журналы вам знакомы, то с уверенностью услышите: «Мурзилка», «Пионер», «Костёр» и др. Каждый хотя бы слышал об этих журналах.
Вот и у меня в раннем детстве (в середине 1950-х - начале 1960-х гг.) не было интересней литературы, чем эти детские журналы, особенно — «Весёлые картинки». И хотя я был уже знаком с некоторыми книгами серий: «Мои первые книжки» и «Книга за книгой», которые мне очень нравились, но всё же, каждый раз с нетерпением ожидал очередной выпуск этого ежемесячного журнала, первый номер которого вышел 24 сентября 1956 года. Я с первых же номеров полюбил «Весёлые картинки».
Хотя журнал стал сразу выходить большими тиражами, но даже их не хватало на всех желающих. В газетных киосках Стрельны, Петродворца, Ломоносова журнал «сметали» за считанные часы. Даже на «барахолке» у Обводного канала г. Ленинграда родителям не всегда удавалось его достать. Поэтому подписка на журнал, оформленная родителями в конце 50-х годов, стала для меня желанным подарком.
Как появилось название журнала — «Весёлые картинки», доподлинно неизвестно. По одной из версий, Иван Максимович Семенов — главный редактор журнала, приехав на дачу навестить сына, застал его за рисованием. Между ними состоялся такой диалог:
- Что рисуешь?
- Картинки про то, как мы тут живём.
- Какие картинки?
- Весёлые картинки!
Это словосочетание запомнилось И. Семенову и позже стало названием журнала. По другой версии, И. Семенов в 1956-1957 годах иллюстрировал книгу знаменитого английского писателя-юмориста Джерома К. Джерома. И не мог не знать, что первое русское издание этого автора 1898 года называлось «Весёлые картинки».
Вообще, название журнала было выбрано исходя из того, что маленькие дети (4-11 лет), для которых он и предназначался, всегда охотно рассматривают забавные и весёлые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями.
И. Семёнов придумал и нарисовал главного героя, ставшего символом журнала – Карандаша – забавного, доброго и весёлого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузку и зелёные брюки, на голове — элегантный берет (хотя сначала была шляпа), а на шее повязан красный бант. Первоначально он задумывался, как автор всех иллюстраций, представленных в журнале.
Семёнов не только сам был выдающимся мастером книжной и журнальной графики, признанным карикатуристом, но и сумел привлечь к своему делу других талантливых людей. Среди авторов журнальных материалов были одни из лучших советских писателей и художников: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Владимир Сутеев, Константин Ротов, Алексей Лаптев, Михаил Битный, Юрий Фёдоров, Анатолий Елисеев, Виктор Чижиков, Надежда Притулина, Борис Фридкин и другие.
Журнал стал первым официальным изданием, в котором публиковался советский вариант комиксов. Постоянными героями таких иллюстрированных историй стали сказочные персонажи «Клуба весёлых человечков»: Карандаш, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Дюймовочка, Петрушка, Гурвинек, Буратино. Я, как и многие ребята, с нетерпением ждал новых встреч с этими забавными человечками и выход каждого нового номера становился настоящим праздником.
На страницах журнала печатались сказки, приключенческие рассказы, стихи, ребусы, загадки, игры и пр. В рубрике «Школа карандаша» детей учили рисовать, в «Школе Самоделкина» — мастерить игрушки, а в «Весёлой азбуке» знакомили с буквами. Журнал проводил ежегодный конкурс на лучший детский рисунок. Я любил рисовать на сюжеты комиксов, и даже однажды отправил свои рисунки на конкурс, но в число призёров конкурса, к сожалению, не попал.
В журнале совсем не было скучных нравоучений. Вернее, совсем никаких не было. Люди, которые делали журнал «Весёлые картинки», не стремились поучать и воспитывать своих читателей. Они просто хотели рассказывать и показывать ребятам что-то забавное и интересное. Дети всегда очень тонко чувствуют такие вещи, и эта тональность разговора им очень нравилась.
Маленьким читателям полюбилась и альбомная (горизонтальная) ориентация журнала, который из-за этого был похож на художественный альбом. Уже одним этим «Весёлые картинки» выделялись на фоне остальных журналов, обращали на себя внимание. В таком виде журнал выпускался до 1964 года.
Журнал организовывал досуг всей семьи. Маленьким детям его читали родители, а дети постарше нуждались в общении и одобрении взрослых – хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгаданы ребус или загадка.
В честь выхода первого номера журнала Самуил Маршак написал стихотворение:
В большой семье советской
Журналов и газет
Сегодня самый детский
Журнал выходит в свет.
Его читатель тоже
Еще довольно мал,
Но меньше и моложе
Читателя журнал.
Журналу и ребенку -
Счастливого пути!
Пусть будут вперегонку
Расти, расти, расти!
Вторая половина 50-х годов прошлого века — была временем обновления жизни в стране и во всём мире; время надежд, изобретений, новаций. И частью этого времени были — «Весёлые картинки».
Может, конечно, я и преувеличиваю, но вспоминаю именно своё детство и моих друзей. Первым любимым журналом для нас был именно «Весёлые картинки». По мере взросления, вкусы менялись. Я полюбил «Мурзилку», потом мне нравились журналы: «Пионер», «Костёр» и другие. Но это было позже. И самым детским журналом для меня, по-прежнему, оставались «Весёлые картинки».
Тираж этого журнала в начале 80-х годов достигал фантастических по нынешним временам девяти с половиной миллионов экземпляров. Сейчас, конечно, такие тиражи невозможны, этому есть объективные причины.
За прошедшие долгие годы подшивка журналов «Весёлые картинки» в нашей семье заметно поубавилась и сократилась. Но я об этом не жалею. Так как все эти журналы пригодились для воспитания и обучения наших детей и внуков. И хотелось бы думать, что оставшиеся экземпляры, возможно, пригодятся и правнукам.
Наряду с «Весёлыми картинками» в 1950-е - 1960-е годы наиболее популярным детским журналом в СССР был литературно-художественный журнал «Мурзилка», издаваемый с 1924 года. Адресован журнал был детям от 6 до 12 лет. Главный герой, символ журнала — Мурзилка со временем не раз менял обличие. Но в 1937 году знаменитый художник Аминадав Моисеевич Каневский создал образ Мурзилки. И с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, жёлтенький, как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо. Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной — одним словом, ровесник своих читателей. Дети сразу полюбили его.
Главным отличием журнала являлась художественная детская литература, которая воспитывала в ребёнке лучшие нравственные качества: доброту, честность, справедливость, отзывчивость. С журналом сотрудничали известные писатели и поэты: А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, Е. Благинина, Б. Заходер, Н. Носов, В. Берестов, Ю. Коринец, Я. Аким, С. Сахаров и другие; признанные художники-иллюстраторы: В. Андриевич, В. Конашевич, Ю. Коровин, Е. Монин, Л. Токмаков, В. Чижиков, Н. Устинов, В. Лосин и другие.
16 мая 2023 года журналу исполнится 99 лет — и за время существования редакция не пропустила ни одного выпуска. За это в 2012 году журнал получил место в книге рекордов Гиннесса. «Мурзилка» официально стал самым старым до сих пор издающимс детским изданием на планете.
Вообще, в 1950-е - 1960-е гг. все детские журналы были настоящим окном в мир для советских школьников: в них публиковались и весёлые истории, и серьёзная литература, и занимательные задачки и развивающие конкурсы. Каждый журнал так или иначе выполнял и воспитательную функцию — на их дидактических публикациях росло поколение будущих граждан страны.
В эти же годы массово выпускались целые серии детских книг: «Мои первые книжки», «Книга за книгой» и другие. Тонкие книжки в мягкой обложке были замечательно иллюстрированы. Появлялись и «солидные» экземпляры детских книг (больших размеров и объёмов, в твёрдых обложках) с прекрасными иллюстрациями.
С открытием в Стрельне Детской библиотеки в Домике привратника, находящимся в Орловском парке, я стал там постоянным читателем. Мне импонировало доброжелательное отношение ко мне (юному посетителю) со стороны библиотекарш, их готовность дать совет и прийти на помощь в выборе тех или иных книг, интересующих меня.
Мне особенно нравилось проводить время в читальном зале на втором этаже этого здания. При «падающем» свете из окон на крыше или свете настольной лампы приятно было читать и перечитывать книги с любимыми героями. Если в младшем школьном возрасте меня интересовали в основном сказки и приключения, по знанию которых в библиотеке часто устраивались всевозможные конкурсы и викторины с награждением победителей, то в среднем школьном возрасте интерес проявлялся уже в другом. Я «запоем» читал книги из серии «Военная библиотека школьника» (ВБШ), которые трудно было приобрести в домашнюю библиотеку, из-за малых тиражей и большой популярности.
Книги этой серии стали издаваться в годы Великой Отечественной войны, а точнее, с 1942 года. Меня заинтересовали и книги серии «Библиотека приключений», а позже — книги серии «Библиотечка пионера. Знай и умей». Вообще, в те годы для меня и моих друзей, всё новое в детской литературе вызывало интерес и было для нас подарком. А в библиотеке было полно разных интересных детских изданий, чтобы удовлетворить наши растущие потребности в чтении тех или иных книг. Я с благодарностью вспоминаю то время и те предоставленные нам возможности в детстве, так как невозможно переоценить роль детской книги в формировании личности. Некоторые из книг детства храним дома, как память о тех беззаботных, счастливых годах.
2 апреля ежегодно отмечается Международный День детской книги, который был учреждён в 1967 году. Эта дата выбрана не случайно: она совпадает с днем6 рождения одного из самых известных сказочников в истории — Ганса Христиана Андерсена.
«Дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья», — так однажды сказала немецкая писательница Йелла Лепман, выдвинувшая идею об утверждении Дня детской книги как всемирного праздника. И с ней трудно не согласиться.
Текст: Вячеслав Павлович
#вестистрельны #мо_стрельна #новостистрельны #вестистрельны #стрельнакультура #стрельна #историястрельны
В рамках программы «Организация и проведение местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий».