Чтение на выходные
#вестистрельны #чтениенавыходные
vk.com/@vestystrelnu-teatralnye-sezony-borisa-nevolina
ТЕАТРАЛЬНЫЕ СЕЗОНЫ БОРИСА НЕВОЛИНА
В начале 20-го века в Стрельне работало несколько театров, правда, открыты для зрителей они были лишь в летнее время, в дачный сезон. На стрельнинских подмостках выступали известные актеры, имена которых навсегда вписаны в историю театрального искусства: Варвара Стрельская, Мария Марадудина, Евстигней Мирович, Нина Фриде, Раиса Раисова. В 1911 году в Большой Стрельнинский театр в качестве режиссера пришёл Борис Семенович Неволин, сравнительно молодой, но уже достаточно опытный и талантливый, успевший к тому моменту поработать в нескольких петербургских театрах. Неволин руководил Стрельнинским Большим театром в течение двух лет, при этом не только ставил спектакли, но и сам играл в них.
Пригласительный билет для Анны Ахматовой от Художественного общества интимного театра на вечер Тамары Карсавиной в «Бродячую собаку» (1912 г.)
использованы фотографии из фондов музея театрального и музыкального искусства. Коллаж с выставки «Литейный театр в Фонтанном доме. 100 лет театральной жизни»
Вот, что писало «Обозрение театров» от 14-15 августа 1912 года о спектакле «Непогребённые», поставленном в Стрельнинском Большом театре: «…Особенно понравился нам г-н Неволин, замечательно тепло обрисовавший неврастеника «Сергея». Артист имел большой, выдающийся успех».
В начале 20-го века в России возникает множество театров «лёгкого жанра», кабаре, театров миниатюр, театральных кафе. Может быть, здесь сказывается усталость публики от классических форм театра, а может быть, общее стремление к переменам, в том числе и в театральной жизни. Так или иначе, Борис Неволин оказался на гребне этой волны.
В 1911 году старший брат балетмейстера Михаила Фокина, Александр, известный спортсмен и автогонщик, имевший на улице Рубинштейна торговый дом по продаже автомобилей и ремонтную мастерскую, вдруг открывает на месте своей мастерской Троицкий театр миниатюр (сейчас в этом здании работает «Малый драматический театр»). Труппа театра миниатюр меняется каждый сезон и во втором сезоне, в 1912 году, главным режиссером стал Борис Неволин. Основной особенностью театральных постановок того времени была не индивидуальность режиссера или исполнителей, а способность к стилизаторству, умение имитировать художественный язык разных эпох. И рецензенты часто отмечают «бутафорию» новых постановок, отсутствие глубины и «работу на публику», основным умением режиссёра становится создание «изящных безделушек», в чём как раз и преуспевает Борис Неволин.
В 1912 году Неволин стал руководителем и главным режиссёром Литейного театра, где и раньше, с 1909 года, регулярно ставил интермедии и сценки. Неволин переименовал театр в «Литейный интимный», привлёк к сотрудничеству новых для Литейного театра авторов и художников: Т. Л. Щепкину-Куперник, М. А. Кузмина, А.Аверченко, Н.Тэффи. Некоторые члены труппы вынуждены были уйти, поскольку в стилизованных постановках, составляющих теперь основу репертуара, им делать было нечего. В «утончённости и изысканности» Литейный теперь ничуть не уступал Троицкому. Стиль театра А. М. Фокина, к формированию которого был причастен и Б. С. Неволин, стал стилем и театра на Литейном проспекте.
Именно при «Интимном театре» Неволина возникло знаменитое кабаре и одновременно литературный салон «Бродячая собака», или как оно называлось официально «Подвал общества интимного театра». Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» просуществовала всего три года – с 1 января 1912 года до 3 марта 1915 года. Но след в культуре «Серебряного века», да и во всей русской культуре XX века она оставила незабываемый. Это была нейтральная территория, на которой могли сходиться члены литературных течений, недолюбливавших друг друга. Блок и Гумилёв, Маяковский и Мандельштам, Хлебников и Есенин — все ветви русского декаданса. «Бродячая собака» была закрыта властями 3 марта 1915 года. Тогда же, в 1915 году, Борис Неволин со скандалом ушёл из Литейного театра и открыл свой новый «Интимный театр» на набережной Крюкова канала, 41. На открытии он говорил о том, что видит свой театр театром истинной литературы и «во имя принципа литературности способен жертвовать успехом». Так оно и получилось, первый же спектакль по пьесе Метерлинка «Чудо Св.Антония», воплощавший принцип литературности, подвергся жёсткой критике, и больше Неволин к «истинной литературе» не обращался, вплоть до закрытия театра в 1917 году.
Как ни стремился Борис Неволин идти в ногу со временем, ему по душе гораздо ближе были мелодрамы, фарсы и комедии. Эта раздвоенность Неволина, умом хорошо понимавшего моду, а по складу дарования тяготевшего к традиционному театру, везде и всюду преследовала режиссёра и была источником драматизма его творческой судьбы.
После революции Неволин оказался в Москве, где открыл антрепризу «Вольный театр. Мелодрама и пантомима. Содружество комедиантов под управлением Б. Неволина», который в 1920 году вынужден был объединиться с театром РСФСФ Первым Всеволода Мейерхольда. С Мейерхольдом Неволин уже встречался в 1902 году в Товариществе новой драмы в Херсоне, потом с ним же перебрался в театр В.Ф.Комиссаржевской, и вот в голодный 1920 год их пути снова пересеклись. Мейерхольд был заведующим художественной частью театра РСФСР Первого, а Неволин выговорил себе право занимать должность хозяйственного администратора, не отказываясь, однако, от прав на режиссуру и на репертуарную автономность своей группы. В результате этого возник конфликт интересов, Мейерхольд готовил к выпуску «Мистерию-буфф» Маяковского, а Неволин пытался репетировать «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега, идя на конфликт. По докладу Мейерхольда в конце ноября 1920 года Неволин был отстранён от административной деятельности. В тот же день было принято новое «Положение о Театре РСФСР Первом».
Неутомимая и беспокойная натура Бориса Неволина не оставляет его без работы, он становится кинорежиссёром и снимает три фильма совместно с немецкими кинематографистами: в 1924 году – «Ssanin» о русской революции, в 1928 – «Распутин» и «Тернистый путь принцессы», где также выступает и сценаристом. Кроме того, в 1928 году Неволин сыграл роль кассира в немецком кинофильме «Freiwild».
Также Неволин продолжает работу в театре. В справочнике жителей Москвы за 1926 год по Трёхпрудному переулку в доме 13 Борис Семёнович Неволин значится как артист Государственного детского театра. В архиве РГАЛИ хранится несколько писем Неволина до 1928 года.
Следующие упоминания Бориса Неволина относятся уже к 1940-м годам. В книге «Лондонская сцена 1940-1949» (The London Stage 1940-1949: A Calendar of Productions, Performers, and Personnel) британо-американского историка театра J. P. Wearing есть строки, посвящённые англо-русскому спектаклю "Moscow Bells", демонстрировавшемуся на сцене Лондонского Колизеума. Спектакль шёл со 2-го по 21-е марта 1942 года, продюсером представления был Борис Неволин.
В британской THE LONDON GAZETTE за 17 декабря 1948 года в списке иностранцев, подлежащих натурализации, есть и Борис Неволин, неопределённой национальности, проживающий в Лондоне, прошедший процедуру приобретения гражданства, как сказано, за частные средства.
Борис Семенович Неволин родился в 1875 году в Кишинёве, а умер в 1950-м в Лондоне. Он был неутомимым артистом: играл, организовывал, писал сценарии, ставил спектакли и фильмы, открывал театры… В том числе и в Стрельне.
МАРИЯ ЧИРУХИНА