Салют Победы
«…И в ночи январской беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе».
Анна Ахматова
С момента выхода немецких войск к Шлиссельбургу началась блокада Ленинграда. Ставка Верховного ГК неоднократно принимала меры к деблокаде города. Так, в конце 1941года и в течение 1942 года советскими войсками было проведено несколько наступательных операций, в которых изматывались и обескровливались основные силы противника. Однако разорвать вражеское кольцо и освободить Ленинград не удалось.
Используя благоприятную обстановку, сложившуюся на фронтах в конце 1942 и начале 1943 годов войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали оборону противника и отбросили его от южного побережья Ладожского озера на расстояние до 10 км. В полосе прорыва, в тяжелейших условиях под обстрелами и бомбовыми ударами, военными железнодорожниками и спецформированиями НКПС за 18 дней была построена железная дорога, которая была названа «Дорогой Победы». За время ее существования с 7 февраля 1943 года по 13 мая 1944 года по этой дороге было перевезено 4 млн 442 тыс. тонн грузов, в основном продовольственные.
После прорыва блокады в Ленинграде вновь стали работать десятки заводов, производивших оружие для фронта. И хотя блокада была прорвана, фашисты еще стояли в непосредственной близости от города. Они были в ярости от своего поражения и всячески старались отомстить. После январских боев гитлеровцы усилили обстрел городских кварталов. Только за 1943 год на ленинградские улицы упало 68 тыс. снарядов (каждый день почти двести штук, а были дни, когда их было много больше). По указанию Верховного ГК войсками Ленинградского фронта непрерывно велась подготовка к полному снятию блокады и очищению Ленинградской области от немецко-фашистских захватчиков. Железнодорожные войска также принимали непосредственное участие в обеспечении перегруппировки и сосредоточения войск фронта на главных направлениях для нанесения решительного удара.
В июне 1943 года Военный Совет Ленинградского фронта возложил на 9-ю железнодорожную бригаду строительство автодорожного моста через р. Неву в районе Шлиссельбурга для пропуска тяжелых танков, так как существующие в этом районе понтонные мосты имели недостаточную грузоподъемность. На побережье Финского залива, у поселка Лисий нос, был построен пирс длиной более 300 метров, позволяющий кораблям Балтийского флота подходить под погрузку техники, материальных средств и войск, переправляемых на Ораниенбаумский плацдарм.
Строительство пирса, как и перевозка войск, боевой техники, осуществлялась в весьма сложных условиях ледостава, в непосредственной близости от берегов, занятых противником, в зоне постоянного огня его артиллерии. Самоотверженность и героизм воинов железнодорожников и моряков Балтийского флота способствовали скрытному и организованному сосредоточению 2-й ударной армии на Приморском плацдарме.
И вот наступил долгожданный час. Утром 14 января 1944 года грохот артиллерийской канонады возвестил о начале наступления. В 9 часов 35 минут более 1700 орудий и минометов открыли огонь по врагу. В 10 часов 40 минут три стрелковых дивизии с танковым полком перешли в атаку. В первый же день боя передовая позиция главной обороны врага была прорвана.
15 января в 9 часов 30 минут 2300 орудий и минометов обрушили тысячи снарядов и мин на 17-километровый участок обороны противника на Пулковских высотах. В 11 часов дивизии 42-й армии перешли в атаку. К исходу дня и на этом участке оборона противника была сломлена. 27 января 1944 года в итоге 12-дневных боев, войска Ленинградского фронта, прорвав сильно укрепленную, глубоко эшелонированную долговременную оборону немецко-фашистских войск, кичливо названную фашистами «Северным валом» и, стремительно развивая наступление, освободили более 770 населенных пунктов, отбросив противника от Ленинграда на 65-100 километров. В итоге боев город полностью был освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника.
27 января Военный Совет Ленинградского фронта издал приказ, обращенный к войскам и жителям города, ко всем кто его защищал. «Граждане Ленинградцы! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой. Преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы»,-говорилось в приказе.
Вечером весь город, все — от мала до велика — вышли на улицу смотреть салют. Это был единственный случай за весь период Великой Отечественной войны, когда сам фронт давал салют в честь одержанных им побед. В 20 часов грянул первый залп из 324 орудий. Грохочущее эхо прокатилось над улицами и площадями, над величественными зданиями города, в который никогда не ступала и не ступит нога чужеземного завоевателя. Высоко взвились
ракеты, расцветив вечернее небо тысячами разноцветных огней, осветив шпиль Адмиралтейства, купол Исаакия, громады дворцов, набережные, мосты на Неве. Яркие лучи прожекторов скрестились в облаках. Ленинградцы, собравшиеся на улицах, площадях, набережных Невы, еще недавно подвергавшихся артиллерийскому обстрелу, радостно приветствовали своих освободителей – воинов Ленинградского фронта. Один за другим гремели 24 исторических залпа. Били орудия, установленные на Марсовом поле, на берегах Невы, била артиллерия кораблей Краснознаменной Балтики. И каждый раз тысячеголосое "ура" ленинградцев сливалось с грохотом орудий в единый торжественный салют. Величественное феерическое зрелище было видно далеко за Ленин-градом, отблески его видели славные воины ленинградского фронта.
Девятьсот дней ленинградцы терпели невыносимые муки, совершали нечеловеческий труд и не склонили головы перед врагом. Пришел великий день. Для ленинградцев он был самым верным предвестником грядущей полной Победы.
С праздником Вас, дорогие Земляки!
В.С. Бобиков, ветеран Великой Отечественной войны,полковник в отставке.