Чтение на выходные
Муниципальное образование посёлок Стрельна совместно с группой «5 веков истории Стрельны», газетой «Вести Стрельны» и местными жителями готовит вторую народную книгу о нашем посёлке – «Вместе мы – Стрельна». Выход второй книги приурочен к 300-летию Константиновского дворца, который был заложен в 1720 году.
Планируется, что издание станет народным путеводителем по Стрельне. Проект объединит не менее 20 экскурсоводов и авторов, которые расскажут о главных достопримечательностях посёлка. Сегодня вашему вниманию представляется статья почётного гражданина Стрельны, члена общества «Возрождение Стрельны» Галины Ерёгиной.
Приглашаем всех желающих присоединиться к проекту! Присылайте свои идеи, материалы и фотографии на электронную почту redaktor@mo-strelna.ru. Все статьи мы будем публиковать в еженедельной рубрике «Чтение на выходные». Лучшие статьи попадут в сборник «Вместе мы – Стрельна».
«…здесь, где светла залива гладь»
Скульптурная композиция «Царская прогулка» глазами очевидца
Наступил 2021 год и, неожиданно для себя, я поняла, что прошло уже 18 лет, а открытие Константиновского дворцово-паркового ансамбля и двух скульптурных памятников в Стрельне и сейчас стоит перед моими глазами, как будто это было вчера. В тот радостный для меня год возродилась из руин моя любовь и моя судьба — Константиновский дворец.
28 мая 2003 г. был солнечный тихий день. Вначале мне и другим сопровождающим было поручено показать журналистам и представителям городской администрации возрождённый дворцово-парковый ансамбль. Длинная вереница из микроавтобусов поехала по территории, а затем остановилась на плацу.
В этот день не только открывался дворец, но и сразу две скульптуры —основателю Санкт-Петербурга и Стрельнинской дворцово-парковой резиденции – императору Петру Великому. Главные ворота были распахнуты настежь, приглашая всех желающих стрельнинцев.
Первым был открыт памятник перед Константиновским дворцом, копия рижского памятника Петру Великому, созданного в начале ХХ века по проекту скульптора Шмидта-Касселя. Необходимость его установки была обусловлена парадным въездом и новым назначением стрельнинского ансамбля как Государственного комплекса «Дворца конгрессов». На торжественном открытии было много людей: стрельнинцы, представители городской администрации, высокопоставленные гости, скульптор М.М. Шемякин и его родственники, представители общества «Константиновские досуги» и Константиновского фонда.
В России никогда не было более значимого и обеспеченного большей властью человека, чем государь-император. По велению Петра I создавались города, переносились столицы, менялась мода, но даже императорские желания не всегда исполнялись сразу. Поражает то, что спустя три столетия задумка Петра Великого воплотилась в Стрельне в реальность, и Каменный (Константиновский) дворец теперь служит символом российской государственности.
После открытия памятника длинная вереница из микроавтобусов повезла желающих на открытие второго памятника Петру I, установленного на берегу Финского залива (работы мастера ХХI века — Михаила Шемякина).
«Эти совершенно разные памятники по стилю и эпохам объединила дань памяти основателю усадьбы — Петру Великому».
На торжественном открытии присутствовал и автор, как всегда скромно одетый: в фуражке, кителе и кирзовых сапогах — дань моде 70-х годов ХХ века. Скульптурная композиция стала подарком городу Санкт-Петербургу к его 300- летию и открытию «Дворца конгрессов». Автор не взял денег за работу, но пришлось оплатить материал (бронзу) и перевоз из США, ведь она отливалась фирмой «Tallix» в знаменитой литейной мастерской под Нью-Йорком.
Тогда в своём интервью Михаил Шемякин сказал: «Я очень люблю Петербург и Россию, несмотря на все сложности, которые закономерны — я в неё, как всякий патриот, верю. И я считаю себя патриотом. Я большой поклонник нового президента и поддерживаю его. Он нравится мне как человек, я беседовал с ним о проблемах российского искусства, он умеет слушать, и это поразительно! Я думаю, он искренне болеет за свою страну…»
Выбор места для этой скульптурной композиции был не случаен. Большой любитель моря и водных прогулок, Пётр I построил в Стрелиной мызе подобие небольшого порта. Учитывая при этом мелководье Финского залива. Возводимая при Петре Великом резиденция предусматривала швартовку судов в непосредственной близости от усадьбы. Молодой царь любил кататься на лодках в сопровождении весёлой компании, поэтому раздал приближённым богато украшенные яхты, буера и шлюпки и собственноручно написал инструкцию «для управления оными». Водные прогулки часто заканчивались праздниками в Стрельне. Царь мечтал подходить на лодках с гостями к подножью дворца.
В ходе реконструкции Стрельнинского дворцово-паркового ансамбля в ХХI веке на берегу Финского залива построили морскую гавань, углубили акваторию, возвели новые причальные сооружения, создали шлюз, разводные мосты в парке, что позволило воплотить царскую мечту в реальность.
Скульптурная композиция «Царская прогулка» выполнена Михаилом Шемякиным совместно с петербургским архитектором Вячеславом Бухаевым, с которым он сотворил уже целый ряд скульптурных произведений. Три памятника из их числа находятся в Санкт-Петербурге: «Петру I» у Петропавловского собора, «Жертвам политических репрессий» на Невской набережной и «Первостроителям Санкт-Петербурга» на Выборгской стороне.
Скульптор выработал свою новую манеру, которая отличает работы Шемякина от работ других современных авторов. Стилизованные фигуры в «Царской прогулке» напоминают кукол, представленных публике, и всё же в них есть величавое спокойствие и невозмутимость.
Уже не однажды скульптор обращался к образу Петра I. Так, 7 июня 2001 года в Англии, в Гринвиче в новом квартале, в честь 300-летия русского посольства, в составе которого был царь, была открыта скульптурная композиция работы Шемякина. Скульптурная композиция в нашей Стрельне расширенная, в неё автор добавил фигуру его жены, Екатерины I.
Михаил Шемякин при открытии сказал: «Это моё первое изображение Екатерины, которая раньше в бронзе представлена не была. Пришлось поискать её изображения по архивам, чтобы добиться полного портретного сходства».
Многие люди за прошедшее время уже не раз рассматривали эту композицию, кому-то она импонирует, а другим — нет. Поражает то, что М. Шемякин смог в бронзе передать дух времени. В скульптуре много аллегории, которая была так модна в живописи в петровское время. Мастер, изучавший эпоху барокко, постарался воплотить представления людей об их времени.
Барочное парадное кресло-трон с проработкой деталей, при ближайшем рассмотрении оказывается наполнено многочисленными тайными знаками, имеющими особый скрытый смысл. Тронное кресло увенчано императорской короной, украшено двуглавым орлом и литерой П1 (символы императорской власти), а на щите скульптор изобразил символ мудрости – змей.
Если посмотреть на обратную сторону кресла, то там изображён глаз (око — старинный символ — знак, открывающий правду или божественное присутствие), и козлорогий фавн (в мифологии это древнейшее божество, а в римской мифологии это воплощение стихийных сил природы) в окружении человеческих ушей (один из человеческих пороков — подслушивание).
Поражает воображение то, насколько тщательно скульптор проработал все детали. Ему и в бронзе удалось передать ткань камзола императора, платья императрицы, кружево манжет и жабо у карлика, тиснение кожаного кресла и даже шелковистость шерсти у борзых собак.
Щёголь-карлик изображён в модном европейском платье, введённом в обиход в России по указу Петра I. Он и держит в руке игрушечную лодочку, возможно, это прообраз первого ботика Петра 1, сделанный им своими руками. В другой руке карлик держит глобус и инструменты, которые подчёркивают строительство флота российского. Сидящий на плече карлика бог, дудящий в дудочку — Зефир, бог западного ветра, самый мягкий и лёгкий ветер, приносящий вести и дыхание с запада.
Двенадцать масок украшают гранитный постамент, на котором расположены все скульптуры. Создавая эти маски, скульптор обращался к изучению творчества многих европейских мастеров. Известно, что «гримасничанье» было широко развито именно в европейском искусстве и не только в эпоху Средневековья.
Вот, что сказал мастер о маскаронах, которые украсили пьедестал: «Я соединил морских рыб с человеческими масками, которые были очень распространены в Средние века и получились эти совершенно новые чудовища…»
Завершающий атрибут композиции — две пушки по бокам пьедестала. Почему-то сразу на ум приходят строчки, написанные А.С. Пушкиным из сказки «О царе Салтане»: «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят…»
Надо отметить, что композиция «Царская прогулка» не сразу определилась с выбранным для неё местом за Пресс-центром. Через три года после своего открытия она была перенесена на новое место по просьбе жителей Санкт- Петербурга и гостей города, так как к ней не было свободного доступа. Старый постамент разрушать не стали, его украсили старинным якорем и лафетами пушек, привезённых из Кронштадта, чтобы ещё раз подчеркнуть, что это морская резиденция.
Скульптурная композиция «Царская прогулка» – это абсолютно новое, ни на что не похожее творение, но оно стало украшением этой части дворцово-паркового ансамбля.
Все персонажи скульптурной композиции смотрят в сторону моря, а мне кажется, что почти у каждого человека, который находится рядом, тоже появляется желание вместе с ними любоваться светлой гладью залива. Окончательный облик этой территории ещё предстоит увидеть нашим внукам. В настоящее время существует проект развития прибрежной территории с реконструкцией исторического яхт-клуба.
Почётный гражданин Стрельны
Ерегина Галина Николаевна,
краевед, член общества «Возрождение Стрельны»