В Петербурге создан Координационный Совет по местному самоуправлению
1 февраля 2017 года в Смольном Георгий Полтавченко провел первое заседание Координационного Совета по местному самоуправлению при Губернаторе Санкт-Петербурга.
Открывая заседание, Георгий Полтавченко сказал:
«Сегодня мы проводим первое заседание Координационного Совета по местному самоуправлению при Губернаторе Санкт-Петербурга.
Повышение эффективности управления городом с самого начала было одним из приоритетов моей работы. В ходе избирательной кампании 2014 года на встречах с общественностью меня многие спрашивали, какой формат взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления я считаю оптимальным. И что я намерен делать, чтобы прекратить, наконец, в Петербурге дублирование функций и расходование денег на одни и те же цели по городским и по муниципальным программам.
Это очень правильная, больше того – государственная постановка вопроса. Местное самоуправление, гарантированное гражданам статьей 12 Конституции Российской Федерации, не входит в систему органов государственной власти. Но при этом у нас общая организационно-правовая и финансово-экономическая основа. У нас один и тот же источник власти – народ, схожие формы и методы деятельности. Государственные и муниципальные подразделения в пределах своей компетенции принимают решения и контролируют их выполнение. Поэтому отрезать местное самоуправление от государственных институтов, как минимум некорректно. А, с точки зрения управления таким городом, какСанкт-Петербург – еще и неэффективно. С учетом этого уже в ноябре 2014 года мы создали совместную рабочую группу. Она провела ревизию регионального законодательства о местном самоуправлении и подготовила проекты нормативных правовых актов для предельно четкого разграничения полномочий между органами МСУ, отраслевыми комитетами и администрациями районов. Хочу отметить, что за предыдущие 5 лет, с 2009-го по 2014-й, вопросы местного значения в Санкт-Петербургекорректировались 29 раз. А благодаря рабочей группе за прошлый и позапрошлый год урегулировано сразу 20 таких вопросов. Еще одним результатом этой деятельности стало понимание того, что старый формат взаимодействия исполнительной и муниципальной власти себя исчерпал. Как с точки зрения представительности, потому что в прежний Совет входили только три руководителя муниципалитетов. Так и с точки зрения функциональной, поскольку с его помощью так и не удалось наладить работу в рамках единой бюджетной политики Петербурга.
Самое главное – механизм, созданный в 2009 году, сегодня отстал от жизни. В условиях новых экономических и политических реалий требуется консолидация всех ресурсов и строжайший учет каждого бюджетного рубля. Вы знаете, что Президент России недавно принял решение возложить на глав исполнительной власти контроль за соблюдением требований антикоррупционного законодательства руководителями муниципального звена. Так что я считаю решение создать Координационный совет по местному самоуправлению при Губернаторе не только необходимым, но и абсолютно своевременным шагом.
У нас общая главная цель – повышение качества жизни горожан и комфортности городской среды, конкурентоспособности Санкт-Петербурга. Для ее достижения каждый городской или муниципальный проект должен быть частью единой системы управления городским хозяйством. Совместная, я бы даже сказал, – солидарная работа всех уровней публичной власти должна стать основой эффективного государственного и муниципального управления.
Для решения этой задачи в структуре Координационного Совета предусмотрены механизмы, которые полностью оправдывают его название. Кроме того, в его состав вошли главы 22-х муниципальных образований Санкт-Петербурга и руководители практически всех районных администраций. Безусловно, его деятельность должна быть основана на принципах равноправия, коллегиальности, гласности. Она должна проводиться в тесном взаимодействии с Советом муниципальных образованийСанкт-Петербурга. Координационный Совет должен стать своего рода экспертным инструментом нормотворческой работы в сфере муниципального управления, эффективного применения правовой базы на местах.
Те шаги, которые мы сделали в Петербурге за последние два года, уже дают неплохие результаты. Например, в 2014 году наша Контрольно-счетная палата выявила в бюджетах внутригородских муниципальных образований финансовые нарушения на сумму 500 млн рублей. В 2016 году эта цифра уменьшилась до 81 млн – то есть в шесть с лишним раз. Важную роль здесь, в том числе, сыграл проводимый городом два года подряд мониторинг качества управления финансами МСУ. Эта система оценки аналогична той, которую использует Минфин в отношении субъектов РФ, и по которойСанкт-Петербургу в сентябре 2016 года присвоена первая степень качества.
Пользуясь случаем, хотел бы еще раз отметить важное достижение нашего города, о котором говорил сегодня на Правительстве. Министерство экономического развития РФ завершило сравнительный анализ эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации за 2015 год. И поставило Санкт-Петербург на первое место среди всех регионов. Причем в 2014-м году мы были 7-ми, а в 2013-м наш город вообще занимал 27-е место.
Уверен, что Координационный совет поможет городу наладить конструктивное взаимодействие с органами местного самоуправления и тем самым и дальше обеспечит Санкт-Петербургу лидерские позиции и в управлении финансами, и в эффективности государственного управления, и в остальных сферах. Только объединив усилия, только включив единый механизм государственного и муниципального управления, мы с вами сможем обеспечить высокое качество своей работы на благо нашего города и всех петербуржцев».
Подводя итоги заседания, Георгий Полтавченко подчеркнул, что исполнительная власть и местное самоуправление должны максимально взаимодополнять друг друга.
***
Анализ обобщенной структуры расходов местных бюджетов показывает, что максимальный объем финансирования приходится на благоустройство территории – 46% (2017 год – 4,4 млрд рублей). Расходы на мероприятия в сфере культуры, молодежной политики, досуга граждан, физической культуры и спорта, безопасности составляют 11,4% (2017 год – 1,1 млрд рублей). В 2017 году органами МСУ утверждено 1446 муниципальных программ на общую сумму 5,7 млрд рублей. Финансирование непрограммных мероприятий составляет 2,8 млрд рублей.
Работа Координационного Совета будет построена по отраслевому принципу. Будут созданы секция по вопросам благоустройства, секция по вопросам патриотического воспитания, досуга граждан, физической культуры и спорта, секция по вопросам законности и правопорядка. Также в районных администрациях будут сформированы территориальные рабочие группы.
Вице-губернатор Александр Говорунов отметил необходимость задействовать в освещении работы Координационного Совета муниципальные средства массовой информации.