Эпоха Мэйдзи в Стрельне
Множество усилий для её открытия предприняла Анна Алексеевна Егорова – искусствовед, сотрудник научно-методического сектора Эрмитажа и кафедры теории и истории искусства СПбГАИЖСА (Академия художеств) им. Репина. На фото она в изящном белом платье в крупный черный горошек.
В своей вступительной речи Генеральный консул Японии г-н Масанори Фукусима отметил, что в этом году, в рамках проекта «Диалог культур», 2018 год объявлен годом Японии в России. Как всегда, искусство является лучшим посредником для налаживания дружественных контактов между нашими странами.
В этом году отмечается 150 лет Реставрации Мэйдзи. Это очень хороший повод еще раз вспомнить о девизе правления императора Муцухито – «Мэйдзи», что означает «просвещённое правление» (мэй -свет, знание; дзи -правление). Консул пообещал, что предложит премьер-министру Синдзо-Абз во время своего визита в Россию обязательно посетить эту выставку вместе с Владимиром Владимировичем Путиным.
Известно, что эпоха Мэйдзи глобально изменила Японию. Страна меняла все сферы своей жизни. Была восстановлена власть императора. Упразднён класс самураев. В 1876 году был принят Указ о запрете мечей, который лишал бывших самураев привилегии ношения оружия. Из выставочного буклета мы узнаем, что о блестящем прошлом японских оружейников на выставке напоминает меч катана работы Цуда Сукэхиро (1637 - 1682). Клинок, выкованный в XVll веке, имеет статус «дзюётокэн» - «Важный меч» (шедевр, работа исключительно высокого уровня). Указ о запрете мечей постепенно сделал меч предметом декоративно-прикладного искусства, хотя качество стали, и острота оружия оставались неизменными.
Удивительным примером художественного осмысления меча в эпоху Мэйдзи является комплект из короткого меча тантос, выгравированными миниатюрными изображениями и стихами 36 великих поэтов Японии и ножа кодзука с изображениями 6 «бессмертных поэтов». Навыки создания оружия, монтировки мечей и доспехов легли в основу новых художественных изделий, создававшихся в оружейных мастерских. Например, в мастерской оружейников Мётин была создана подвижная железная фигурка змеи: дзидзай-окимоно.
Великолепно выполненная, подвижная по всей длине фигура змеи выразительна и лаконична. Изделиям из драгоценных металлов подражали и художники по лакам. К шедеврам коллекции относятся парные вазы, пышно декорированные в технике Сибаяма инкрустацией перламутра, цветных камней и других материалов. Уникален и лаковый кабинет работы мастера Дзохико Vlll с коллекцией инро, небольших раздвижных коробочек для мелочей и лекарств.
Все инро дополнены резными брелоками нэцкэ из дерева или слоновой кости. Редким примером высочайшего мастерства резьбы на выставке является окимоно «Хурма» мастера Андо Рокудзана (1885 -1955). Кажется, что кость, тонированная минеральными красками, воспроизводит не только мельчайшие подробности формы плода, листьев и ветки, но и словно навощенную текстуру хурмы, глубокий свет спелости.
Произведения искусства, представленные галереей kasugai результат долгого развития художественных традиций Японии, и, в то же время, яркий пример их обновления и переосмысления. Горячо принятое на Международных выставках, вызывавшее восхищение в галереях и частных коллекциях аристократии, интеллектуалов и ХУДОЖНИКОВ конца XIX, начала ХХ века, японское искусство стало лучшим посредником для налаживания тесных культурных контактов между Россией и Японией.
Большинство экспонатов никогда не вывозились за пределы Японии и впервые демонстрируются в России. Работы будут экспонироваться во дворце до 15 июня 2018 года и будут доступны во время обзорной экскурсии по Константиновскому дворцу.