Как уберечь свои накопления от мошенников
За последние два года участились случаи телефонных мошенничеств с банковскими картами. По данным исследований, 41% пострадавших россиян самостоятельно переводит деньги с карт злоумышленникам. Средний чек такой кражи – 17 тысяч рублей. Только в Петербурге в самый разгар весенней самоизоляции всего лишь одна группа мошенников сумела заполучить от горожан 20 миллионов рублей.
О том, какие приёмы используют лже-банкиры, и как не попасться на их удочку, рассказывает менеджер корпоративного отдела АО «Почта Банк» в Санкт-Петербурге Кристина Савина.
Ежедневно в Петербурге орудуют десятки телефонных лже-банкиров. Для своей работы они используют тысячи сим-карт и программное обеспечение, которое создают своими силами. Импровизированные колл-центры располагаются в съёмных квартирах, которые сдаются посуточно. И каждый раз, замечая что граждане стали бдительнее, злоумышленники совершенствуют свои схемы и приёмы психологического давления.
Вот наиболее распространённые схемы мошенничеств:
-
Злоумышленник представляется сотрудником службы безопасности крупного банка России и сообщает, что зафиксирована попытка списания крупной суммы со счёта клиента. «В целях безопасности» вор предлагает перевести все средства с карты на новый счёт. Доверчивый гражданин переводит деньги по новым реквизитам на карту мошенников.
-
Мошенники представляются другом или знакомым клиента, который попал в беду, и просят срочно выручить деньгами. Клиент переводит деньги по указанному счёту обманщикам.
-
Злоумышленники представляются сотрудниками Центробанка России и спрашивают, почему клиент не забирает положенный ему кэшбек от платежных систем Visa и Master Card. Чтобы получить «кэшбек» клиент должен сказать вору данные карты. В том числе те, которых достаточно для входа в интернет-банк или перевода сбережений на счет мошенника.
-
Клиенту приходит смс с уведомлением о том, что его карта якобы заблокирована. Клиент звонит по номеру телефона, указанному в сообщении. А далее под предлогом проверки информации мошенник узнает все данные карты и выводит с неё деньги.
Все эти виды мошенничеств происходят потому, что клиенты доверчиво относятся к финансовым операциям и добровольно отдают персональную информацию, которую нельзя передавать третьим лицам. Чтобы понимать, с кем вы общаетесь, действительно ли это сотрудник банка или мошенник, «Почта Банк» рекомендует перепроверять любую информацию, которую вы получаете на звонке.
-
Если по телефону сообщают о несанкционированном списании, повесьте трубку и позвоните по официальному номеру «горячей линии» банка – номер вы можете найти в приложении или на обратной стороне карты. Удостоверьтесь, что несанкционированное списание имело место быть. Если сотрудник «горячей линии» опроверг эту информацию, можете не волноваться. Как правило, при подозрительных списаниях банки сами блокируют карты и счета, и выводить деньги с них никуда не нужно. Как только ситуация прояснится, вы получите доступ к своим деньгам обратно.
-
Если деньги просит перевести якобы знакомый или друг, проверьте: перезвоните на его личный номер, который знаете вы. Не переводите деньги, пока не получите подтверждение от человека или его родственников.
-
Никогда клиентам, физическим лицам, не звонят представители Центробанка. Центральный банк регулирует деятельность банков – юридических лиц. И точно не занимается возвратом выдуманных «кэшбеков».
Каждый клиент банка должен знать, какая финансовая информация является конфиденциальной и не должна разглашаться посторонним людям, даже сотрудникам банка в отделении. Петербуржцы хорошо запомнили, что ПИН-код от карты никому говорить и показывать нельзя. Однако украсть деньги с карты можно и без ПИН-кода.
Для того, чтобы вам перевели деньги, отправителю достаточно знать ваш номер карты или номер телефона. Вся остальная информация на пластике банковской карты должна оставаться конфиденциальной. Если на звонке лже-банкир спрашивает у вас срок действия карты, правильное написание имени и фамилии на карте, а самое главное – трёхзначный код на обратной стороне (CVV-код), знайте, что он хочет получить доступ к вашему счёту. Никогда не сообщайте эту информацию третьим лицам и держите карты в надёжном месте! Не оставляйте их на столе и не передавайте в руки посторонним!
Очень часто телефонные мошенники выводят деньги со счёта клиента через интернет-банк. Каждый клиент должен знать, что одноразовые пароли, которые приходят на телефон, также являются конфиденциальной информацией, которую нужно оберегать от посторонних ушей и глаз. Одноразовый пароль является простой электронной подписью клиента. Каждый раз, когда клиент вводит пароль – он «расписывается», даёт свое согласие для каких-либо операций – перевод, списание или оформление банковских продуктов. Никогда не сообщайте одноразовый код телефонным «банкирам»!
Служба безопасности АО «Почта Банк» регулярно проводит проверки крупных переводов клиентов, замораживает средства на счёте и связывается с клиентом для выяснения обстоятельств. Сотрудники Банка в отделениях почтовой связи и клиентских центрах предотвращают переводы мошенникам в банкоматных зонах. Однако предотвратить все случаи мошенничества невозможно без бдительности самих клиентов! Будьте внимательны к любой финансовой информации!
К сожалению, в большинстве случаев, даже когда становится очевидно, что гражданин попал на удочку мошенников, вернуть деньги не получится. Средства, которые вы перевели сами или у вас украли с помощью конфиденциальной информации, которую вы сообщили, невозможно вернуть за счёт банка. Необходимо подать заявление в полицию и ждать результатов работы МВД.
Поэтому «Почта Банк» призывает петербуржцев быть бдительными и показать эту информацию своим пожилым родственникам, детям и близким. Берегите свои финансы!
Кристина Савина
корпоративный отдел АО «Почта Банк» в Санкт-Петербурге