На пароходе из Стрельны в Петербург
15 июня 1860 года проезд к Финскому заливу вдоль левого берега Портового канала был назван Пристанской улицей. Связано это было с тем, что улица вела к пароходной пристани. Пароходное сообщение Стрельны с Санкт-Петербургом было открыто вначале великими князьями, но вскоре началось и регулярное движение пароходов по расписанию. Так, Владимир Михневич в книге «Петербург весь на ладони», изданной в 1874 году изданием книгопродавца К.Н. Плотникова, пишет в главе «Пароходство»: «В Петербурге городское пассажирское сообщение двоякое: на яликах и пароходах:
1) На яликах от всех перевозных пристаней через б.Неву, по 2 к. с пассажира – 5 пассажиров на ялик: военные и гражданские чины бесплатно.
2) На речных пароходах «Компании Легк. Пароход. Тайвани» и «Северн.» от главной пристани у Летнего сада в пределах города...
Пароходство иногородное в СПб, пристани у Летнего сада и Литейного моста: в Шлиссельбург...
Общество Рижского пароходства, между СПб, Ревелем, Гапсалем и Ригою. Цена мест туда и обратно от СПб до Риги 1-е место 10 руб., 2-е 8 руб., 3-е 4 руб...
Общество Финского пароходства из С.-Петербурга в Ревель, Гельсингфорс, Выборг, Або, Стокгольм.
Петергофское пароходство (Английская набережная)...,
Стрелинское (Английская набережная)...,
Кронштадтское (Васильевский остров, против 8 линии)...,
Пароходство между СПб, Копенгагеном и Дюнкирхеном...».
Выдержка из главы "Пароходство" книги Владимира Михневича "Петербург весь на ладони" 1874 г.
Как видим, во второй половине 19-го века на пароходе из Санкт-Петербурга можно было отчалить в путешествие не только по местным окрестностям, но и в разные города Северной Европы.
Пароход на Неве (1870-е?)
Что же касается Стрельнинского пароходства, то, согласно тому же Михневичу, рейсы в 1874 году осуществлялись из Санкт-Петербурга в 4 часа 10 минут, а из Стрельны – в 9 часов утра. По воскресеньям добавлялся ещё один рейс из Санкт-Петербурга в 1 час 30 минут, вероятно, для паломников монастыря, поскольку к этому рейсу сделана пометка о том, что расстояние от Стрельны до Сергиевской пустыни – две с половиной версты. Первым классом можно было добраться из Санкт-Петербурга до Стрельны (или в обратном направлении) за 40 копеек, вторым – за 20 копеек.
Английская набережная. Санкт-Петербург. На первом плане - паровая яхта "Стрельна" (?)
Перевозкой занимались частные компании, пароходную пристань также можно было взять в аренду по согласованию со Стрелинским дворцовым правлением. На пристани разрешалось осуществлять мелкую торговлю, поэтому, как правило, её арендовали купцы.
В архиве есть просьба купца Пицинга от 1877 года производить пароходное сообщение между Стрельной и Санкт-Петербургом, и более позднее дело того же года об исправлении Стрельнинской пароходной пристани. В 1885 году Стрельнинскую пароходную пристань арендовал купец Захаров. Летний юмористический календарь «Арлекин» за 1888 год уже сообщает о четырёх ежедневных челночных пароходных рейсах Санкт-Петербург–Стрельна. Первый пароход уходил из Стрельны в 7.45 утра, последний отправлялся в Стрельну из Санкт-Петербурга в 20.15. Стоимость сезонного билета первого класса составляла 30 рублей, второго класса – 22 рубля.
В 1895 году контракт на аренду пристани заключили с купцом второй гильдии Вейгаузеном, а в 1902 году этот контракт был расторгнут.
12 ноября 1903 года произошло наводнение, девятое по разрушительности за историю наблюдений за наводнениями в Санкт-Петербурге. Этим наводнением пароходная пристань была значительно повреждена, денег на её восстановление в казне не нашлось, поэтому пристань упразднили. Камень же, оставшийся от разрушенной пристани, вынули и использовали для строительства и ремонта дорог. В архиве есть дело за 1906 год, содержащее «Отчёт о камне, вынутом в течение лета и зимы 1905 года, и зимы 1906 года из ряжей упраздненной морской пристани».
Нам же на память об исчезнувших возможностях транспортного сообщения Стрельны с Петербургом осталось название улицы, что некогда вела к Морской пароходной пристани.
МАРИЯ ЧИРУХИНА