Впервые в музее Музыки Концерт на инструментах Лемана
Концерт на инструментах Лемана
23 мая 2018 г. в Шереметевском дворце (Музее Музыки) произошло знаменательное событие, которого несколько поколений почитателей скрипичного мастера А. И. Лемана (1859-1913) ждали более века. О «русском Страдивари» Лемане и его виолончели «Гроза» «Санкт-Петербургские Ведомости», «Вести Стрельны» и другие СМИ сообщали неоднократно.
"Соловушко", "Руслан" и "Соловей". Три музейные скрипки Лемана молчали более века!
Суть предыстории события такова. Ещё в 1911 г. Потомственный Почётный Гражданин, музыкант и композитор, владелец знаменитой Купавинской ткацкой фабрики, меценат Владимир Николаевич Бакланов (1865-1920) приобрёл у Петербургского скрипичного мастера Лемана четыре уникальных инструмента: три скрипки - «Дон-Жуан», «Семирамида», «Сайтаферн», альт «Маркиз» и виолончель «Афина-Паллада», из которых образовал в Москве квартет, играя сам на первой скрипке. Вскоре из Москвы Леману пришёл отзыв: «В четверг был у Баклановых квартет; играли на ваших инструментах, которые звучали настолько хорошо, что приходилось удивляться: одни и те же исполнители показались мне совсем иными…». Леман об этом квартете писал в своей «Книге о скрипке №7»: «Московский квартет из моих инструментов деятельно и часто выступает перед публикой, при чём он совершает переезды, бывает в Рязани, в Туле и других городах, куда его выписывают местные музыкальные кружки. Вот это способствует распространению идеи русской скрипки и виолончели».
прямой эфир концерта от 23 мая 2018
Окрылённый успехом москвичей, Леман решил создать квартет из своих инструментов и для Петербурга. Подходящих скрипок было достаточно, а над виолончелью пришлось потрудиться. В 1908 г. в своей «Книге о скрипке №4» Леман оставил запись: «Я очень много работал в истёкшие 1907 – 8 г: так хочется сильнее выразить идею новой скрипки. За это время у меня создались: (тут Леман перечисляет имена 23 скрипок и 3 альтов)… За это время никто не заказал мне виолончели. Но я покажу, что русская виолончель даже приблизительно не будет иметь себе соперниц». И, создаёт «выдающийся инструмент, имеющий больший размер и отличающийся большой напряжённостью звука». Даёт виолончели имя «Гроза». Вскоре был сотворён и альт «Святогор». Но в столице не нашлось покупателя для приобретения таких уникальных инструментов. И нуждающийся в средствах Мастер вынужден был уступить драгоценную виолончель щедрому меценату из Севастополя И. Н. Гороховцеву.
Портрет Анатолия Лемана и сирень из Стрельны.
В 1913 г. Леман умер, затем началась мировая война, революции, гражданские войны, стало не до скрипичных квартетов. Из предназначенного для Петербурга квартета чудом сохранилась одна виолончель «Гроза».
Представление виолончели ГРОЗА.
В прошлом году виолончель «Гроза» поступила на временное хранение в музей Музыки. Ожидая инвестора, готового исполнить волю Мастера, и собрать в Петербурге квартет из инструментов Лемана, «Гроза», на своё счастье, попала на хранение вместе с ещё тремя инструментами Лемана. Скрипка «Соловей», альт «Руслан» и детская скрипка «Соловушко», которую Леман преподнёс Цесаревичу Алексею, сегодня по праву украшают коллекцию музея. Однако, такова судьба многих инструментов, на них не играют, вот и на этих инструментах более ста лет никто не играл. Для пробуждения инструментов «русского Страдивари» от долгого сна, приехал московский ансамбль камерной музыки «SONORE», под руководством музыканта, эксперта и знатока творчества Лемана Г. А. Левинова.
ВПЕРВЫЕ концерт на инструментах Лемана
Пять лет тому назад Георгий Левинов принимал участие в праздновании 100-летия со дня рождения А. И. Лемана, которое отмечалось в музее Музыки в 2013 г. Тогда скрипач сыграл 12-минутную «Чакону» итальянского классика Витали, на своей скрипке «Золотое Руно» (работы Лемана 1910 г.). Тогда руководитель ансамбля камерной музыки «SONORE» (http://sonore.org) и выразил идею организовать фестивали имени Лемана, на которых исполнялись бы произведения исключительно на инструментах «русского Страдивари». И вот спустя пять лет эта мечта начала осуществляется. 23 мая прошёл первый концерт, на котором московские музыканты исполнили «Квартет №1 ор. 36 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели Es-Dur» Людвига Ван Бетховена. Во втором отделении прозвучал «Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели q-Moll» Иоганнеса Брамса.
Осматривают Грозу после концерта.
Присутствующие на Концерте стали свидетелями удивительного события, того, как инструменты «русского Страдивари» Лемана, пробудившись от долголетнего сна, наполняли чарующими звуками Белый зал Шереметевского дворца. Особенно поразительно звучали обладающие большой напряжённостью звука и полностью соответствующие данным им именам, небольшая скрипка «Соловушко» и увеличенных размеров виолончель «Гроза». Это было долгожданное торжество русской скрипки и виолончели. Знаменитые итальянские инструменты тихо завидовали рядом с другими экспонатами музея.
идет прямая трансляция газеты "Вести Стрельны"
Сцену украшали портрет А. И. Лемана работы И. Е. Репина 1888 г. и букет сирени из Стрельны. Перед Концертом игумен Феофан отслужил молебен «Вечная память Анатолию Леману». Комментировали концерт хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев и артист ансамбля Георгий Левинов.
А Глава муниципалитета Стрельны В. Н. Беленков, под впечатлением услышанного, выразил желание организовать под художественным руководством Георгия Левинова в Большом Стрельнинском дворце ежегодные Фестивали имени Анатолия Ивановича Лемана, который последние 13 лет жизни провёл в Стрельне, творя свои чудесные скрипки.
Олег Вареник
27 мая 2018 г.
Стрельна, Пристанская. 12
почетный житель Стрельны Олег Вареник
фото от Дениса Лазарева