Моя школа, мои учителя
Все 10 лет я училась в одной школе - № 421 Петродворцового района города Ленинграда, в Стрельне. Помню всех своих учителей. Я уважала их, любила школу, мне всегда нравилось учиться. Это были лучшие годы моей жизни!
В первом классе учительницей была Октябрина Александровна. Она была молодая, очень стройная и всегда элегантно одетая. Мы о ней ничего не знали, то ли потому что она жила не в Стрельне, то ли мы были еще малы, чтобы интересоваться чем-то кроме школы.
1 класс. Учительница – Октябрина Александровна. В галстуке – школьная пионервожатая
Во втором и третьем классах нас учила Колесова Антонина Дмитриевна. Она жила недалеко от школы в двухэтажном деревянном доме, в коммунальной квартире с мужем и сыном Сережей, который был немного младше нас. Антонина Дмитриевна запомнилась тем, что скакала по классу на стуле, показывая, нам как мы сидим на уроке, и развлекала нас смешными рассказами о своем сыне. Моя мама потом еще много лет с ней общалась, встречаясь на улице, и передавала от нее приветы. Ее сын стал военным, она в последние годы жизни мучилась от трофических язв на ногах.
3 класс. Учительница – Колесова Антонина Дмитриевна
Четвертый класс – Светлана Алексеевна. Фамилию уже не помню. Молодая, стройная, темноволосая, с высокой прической, всегда безукоризненно одетая. Она очень нам нравилась. Но про нее мы знали очень мало. Вроде, она была приезжая, снимала в Стрельне комнату. Лет десять спустя, я случайно встретила ее в электричке. Она узнала меня и, что удивительно, даже вспомнила мою фамилию, а имя не вспомнила.
4 класс. Учительница – Светлана Алексеевна
Самая любимая моя учительница, Нина Максимовна Аксенова, вела у нас русский язык и литературу в пятом и шестом классах. Она родилась в Кинешме на Волге и навсегда сохранила какой-то особый выговор: немножко окала, что ли. Она мне казалась красавицей. Я ее боготворила. И, конечно, благодаря ей я полюбила русский язык и литературу навсегда. Ее муж, Василий Федорович, был нашим учителем физики. Но к нему мы относились не очень хорошо. Он казался нам смешным и нелепым. Говорил гнусаво, сердился, когда мы баловались. Позже, пообщавшись с ним в другой обстановке, я увидела, что он добрый и милый человек. Очень любил свою жену, берег ее, помогал по хозяйству, нянчил внука.
6 класс. Учителя – Губина Мария Ивановна и Аксенова Нина Максимовна
Нина Максимовна учила нас только два года. Потом перешла работать в другую школу. Для меня ее уход стал трагедией. Я тосковала по ней ужасно! Помню, спустя полгода после того как она ушла, у нас была репетиция в актовом зале. Я стояла на сцене, когда кто-то зашел в зал и сказал, что видел сейчас в библиотеке Нину Максимовну. Обратил ли кто-нибудь кроме меня внимание на это сообщение, не знаю. А для меня вдруг все вокруг перестало существовать. Я спрыгнула со сцены, кубарем слетела с четвертого этажа на первый, ворвалась в библиотеку и увидела ее! Нина Максимовна стояла за стеклянной дверью, в книжном фонде, куда ученикам вход был запрещен. В этот момент время как будто остановилось. Я смотрела на нее сквозь стекло, и вдруг от избытка чувств у меня из глаз брызнули слезы. Может быть, это смешно читать, но я до сих пор помню то чувство восторга.
Я быстро справилась с эмоциями. Она вышла ко мне, мы сели за столик и долго разговаривали. Наверное, она поняла мое состояние, потому что мы с ней говорили о чем-то важном, я даже рассказала ей о своей первой любви, к тому времени уже благополучно прошедшей. Потом я проводила ее на автобусную остановку и полетела домой, опьяненная счастьем этой встречи. Вот такое выплыло воспоминание из детства. Как будто это было вчера.
У нее была дочь Татьяна, года на четыре старше нас. Она тоже училась в нашей школе. Как я ей завидовала! Из-за большой разницы в возрасте в школе мы с ней не общались. Я смотрела на нее издалека и видела на ней отсвет от нимба вокруг головы Нины Максимовны.
Нина Максимовна много читала. У нее была хорошая библиотека классической литературы. Помню, она говорила: «Памяти совсем не стало! Но зато читаю все —как в первый раз!». Последние годы жила со взрослым внуком, которого растила с рождения и про которого в конце жизни говорила: «Мой внук – мой враг». Предполагаю, что, как это часто бывает, бабка с дедом были сами виноваты: избаловали. Помню, что Костя в детстве был изнеженный, капризный и даже манера речи у него была какая-то странная — хныкающая.
Нина Максимовна на много лет пережила дочь и мужа. Мы с ней изредка перезванивались, но в гостях у нее я была, по своей вечной занятости, нечасто. Она много ходила пешком и благодаря этому держала себя в хорошей физической форме. Когда перестала выходить из дома, каждое утро делала получасовую гимнастику. И все звала меня в гости, чтобы показать упражнения. А я так и не выбралась. Нина Максимовна прожила 84 года.
В тот же период нашим классным руководителем и учителем ботаники у нас была Губина Мария Ивановна — пожилая, нервная, с черными усами. Мы ее не любили и к урокам принципиально не готовились, а когда она нас ругала, мы начинали дружно мычать с закрытыми ртами и непроницаемыми лицами, доводя ее до истерики. Молчал только тот, с кем рядом она останавливалась. Боже мой, как жестоки бывают дети! Весной вместо урока она выпускала нас, как застоявшихся бычков, на участок перед школой, и мы могли выплеснуть энергию в конструктивное русло: окапывали кусты, сажали цветы. Осенью — сгребали листья, перекапывали грядки. Работали, может быть, неохотно, но работали. Благодаря Марии Ивановне наш школьный двор был всегда ухожен.
В седьмом классе классным руководителем у нас была Абрамова Людмила Ивановна. У нее был муж-военный и сын Володя, черноглазый красавчик на пару лет младше нас, на которого уже тогда поглядывали наши девочки. Она дружила со мной, как со взрослой. Часто приглашала к себе домой, в маленький деревянный домик рядом со школой, в котором они снимали две комнаты. Вечера, которые мы проводили с ней вдвоем, были полны очарования. Помню, как будто это было вчера: тесная маленькая комната освещена только светом настольной лампы. Жарко натоплена печка. Мы с ней сидим за одним письменным столом и проверяем тетради. Тихо, тепло, уютно. До нас она была учительницей домоводства, но, молодец, заочно окончила педагогический институт и стала преподавать русский язык и литературу. Хотя я не афишировала нашу дружбу, со временем одноклассникам это стало известно. Но, мне кажется, это не повлияло на их отношение ко мне.
7 класс. Классный руководитель – Абрамова Людмила Ивановна
Людмила Ивановна вела нас только один год, потом получила квартиру в Петродворце и ушла от нас. На прощание она подарила мне альбом репродукций картин Васнецова с дарственной надписью. Мы с ней встречались еще несколько раз; я была у нее в гостях на новой квартире. Но постепенно, ничем не подкрепляемые, наши отношения сошли на нет.
Последние три школьных года – это Зорина Жанна Альбертовна.
Она получила нас «в наследство» от Людмилы Ивановны в том трудном возрасте, когда вчерашние дети вдруг начинают ощущать себя взрослыми и самоутверждаться любыми способами. Жанна Альбертовна прибегала со слезами к завучу школы: я не справлюсь с этим избалованным классом, они меня не слушают, они любят своих старых учителей! Мудрая Тамара Павловна успокаивала ее: «Их любви хватит и на вас!». Так и получилось. Со временем контакт наладился. Не без трений, конечно. До сих пор вспоминаю сцену: Сашка Вдовец сидит, развалившись и откинувшись спиной к стене, а Жанна Альбертовна стоит перед ним и требует, чтобы он вышел из класса за какую-то провинность. Урок остановлен, все с интересом следят за поединком. Сашка со снисходительной улыбкой протягивает ей конфетку: «Жанна Альбертовна, хотите?».
8 класс. Педагоги слева направо: директор школы Форсов Владимир Степанович, классный руководитель Зорина Жанна Альбертовна, учитель труда Струков Константин Сергеевич, учительница химии Раиса Гавриловна
И все равно она любила нас, как своих детей, болея душой за каждого. Отстаивала на педагогическом совете Наташу Мосейкову, когда ее не хотели переводить в девятый класс из-за плохого поведения. И отстояла! Наташа закончила десять классов, продолжила учиться дальше, и все у нее наладилось. А какие характеристики на нас писала Жанна Альбертовна ночами, выпуская из школы! Про каждого она нашла такие слова, что нимбы вокруг наших голов не просто светились, они потрескивали, как от разрядов статического электричества! Мы почувствовали себя лучшими из лучших! К слову, прочитав мою характеристику, председатель приемной комиссии института сразу предложил мне поступать на новую, перспективную специальность — экономическая кибернетика. Туда был особый отбор.
Учитель по призванию, Жанна Альбертовна стала нашей второй мамой. Показателен ее рассказ о выпускном вечере после окончания восьмого класса.
В школьном коридоре. 8 класс. Девочки держат подарки, полученные от мальчиков по поводу 8 марта. Жанна Альбертовна, Володя Малахов, Таня Поликарпова, Марина, Таня Поздеева, Таня Сокол.
В разгар вечера она узнала, что мальчишки принесли бутылку вина и собираются ее распить. Она побежала по школе и в одном из классов обнаружила теплую компанию. Что делать? Устроить скандал и испортить всем вечер? Она приняла отчаянное решение: присоединилась к нарушителям, лихо распив с ними эту злосчастную бутылку и стараясь, чтобы им досталось как можно меньше! После этого все благополучно вернулись в зал.
Когда вечер закончился, мы вышли на школьный двор, где уже давно нарезали круги наши родители. Но в такую ночь расходиться по домам? Ни за что! И мы пошли в Константиновский парк. Жанна, естественно, с нами. Как мама-утка, она шла по аллеям старого парка, а народ позади нее незаметно таял в дымке белой ночи, разбредаясь группами и парами по окрестностям. В конце концов, на скамейке, где она присела отдохнуть, около нее остались только две девочки. Посидев немного, Жанна решила уходить: чего сидеть-то? Выходя из парка, оглянулась: за ней сонной вереницей брели все ее утята.
В девятом классе состав учеников изменился: некоторые ушли в училища и техникумы, а кто-то пришел из других школ-восьмилеток. Но костяк класса сохранился и держал коллектив. Сплочению сильно способствовало еще одно событие.
В начале учебного года в школе был объявлен конкурс на лучший номер художественной самодеятельности и обещаны хорошие призы. Мы, конечно, замахнулись на первый приз – двухдневную автобусную экскурсию в Пушкинские Горы. И для этого задумали создать художественный фильм! Назвали (естественно!) – «Любовь и время».
Фильм был хоть немой и черно-белый, но зато многосерийный! Задействован был почти весь класс, во всяком случае, все желающие могли участвовать. Снимали после уроков в классе, в актовом зале, на улице, у кого-то дома, используя в качестве реквизита вещи родителей или изготавливая своими руками из ватмана. Получилось здорово! Наш фильм стал победителем конкурса, и в начале следующего учебного года, в десятом классе, мы поехали в Пушгоры.
Сентябрь – лучшая пора для такой поездки. Мы ехали шумно и весело, с нами была наша Жанна с сынишкой Валеркой, который, помню, тихо сидел в конце автобуса и удивленно хлопал большими девичьими ресницами. В Пушгорах всем очень понравилось. Единственное, что подпортило мое настроение, — я попала в одну палатку с Жанной и была загнана спать, когда время было еще «детское». А те, кто ночевал в других палатках, потом рассказали, что после отбоя веселье только началось. Мне было ужасно обидно!
Последний звонок в 10 классе. Май 1970 года
Заканчивая школу, мы назначили днем встречи класса 25 апреля – день рождения Жанны Альбертовны. И первые лет десять собирались в этот день ежегодно. Потом наши встречи стали реже. И уже далеко не все на них приходили. Последний раз мы поздравляли Жанну в 2016 году — с 80-летием. Нас к ней пришло 12 человек. Вечер пролетел – как одно мгновение! Мы вспоминали, пели, смеялись. А в августе 2017 года она ушла от нас навсегда. Соберемся ли мы теперь когда-нибудь вместе?