Прогуляемся виртуально?
Ирина Юстюженкова решила написать о скульптурной группе «Царская прогулка». Как это вышло?
В 2014 году в газете "Вести Стрельны" было объявление о старте муниципального проекта "Стрельнинский экскурсовод". Меня этот проект заинтересовал, и я отучилась до конца. Обожаю Галину Николаевну Ерегину, которая вела этот проект. Галина Николаевна – почетный житель Стрельны. Она очень эрудированный, многогранный человек, искренне любящий наш посёлок. Встречались мы по выходным и темы для лекций были связаны с историей Стрельны, Константиновского дворца, его владельцев. В конце обучения мы пробовали свои силы на территории парка и дворца. Галина Николаевна очень верила в нас, и мы старались ее не подвести.
В летнем сезоне 2014 года, в выходные дни, я проводила экскурсии в парке Константиновского дворца. Сколько их было проведено! Начинались экскурсии, в том числе, и от скульптурной группы «Царская прогулка». Возможно, поэтому я решила написать об этой скульптурной композиции. А вообще, в выходные я очень люблю приходить на набережную Финского залива, рассматривать, уже в который раз, памятник, сидеть на набережной и наблюдать за судами, проходящими по морскому каналу.
Прогуляемся?
Всех, кто приезжает в Стрельну к берегу Финского залива, конечно, привлекает скульптурная группа, стоящая на площади перед пресс-центром. Смотрящий в сторону Финского залива Петр со своей супругой Екатериной Первой готовы встречать гостей, прибывших в Стрельну морским путём.
«Царская прогулка» Михаил Шемякин.
Морские коньки украшают пушки.
Перед нами скульптурная группа «Царская прогулка» современного скульптора Михаила Михайловича Шемякина — подарок автора к трёхсотлетию Санкт-Петербурга. Памятник был открыт 28 мая 2003 года. Михаил Шемякин с супругой присутствовали на этом событии. Изначально группа была установлена на охраняемой, закрытой территории парка Константиновского дворца. Сейчас на этом месте установлены лафеты пушек и старинный якорь, привезенный из Кронштадта. В 2006 году скульптура была перенесена на площадь перед Финским заливом, и каждый желающий может в деталях её рассмотреть.
Пу́тто (лат. putus — маленький мальчик), Аморе́тто (букв. «Амурчик» лат. amoretto, уменьшительное от лат. amor — любовь) — образ мальчика с крыльями, встречающийся в искусстве барокко и ренессанса
Что же мы видим, рассматривая композицию ?
На гранитном ступенчатом постаменте с бронзовой балюстрадой стоят полнофигурные бронзовые изваяния Петра Первого и его супруги Екатерины Первой. На прогулке венценосную семью сопровождают две борзые собаки и карлик в широкополой шляпе. Рядом с карликом — тронное кресло. По сторонам ступеней, ведущих на верхнюю площадку подиума — две декоративные пушки, украшенные масками львов, фигурками морских коньков. По всему периметру боковой поверхности подиума установлены двенадцать маскарон в виде различных морских чудовищ. (Маскарон -это горельефное изображение маски мифологического персонажа или мифического существа).
Маскароны морских чудовищ по периметру гранитного постамента со стороны площади. Маскарон - это горельефное изображение маски мифологического персонажа или мифического существа.
Скульптура Петра Первого (ее высота 280 см) выполнена в известной манере Михаила Шемякина (мы помним его памятник Петру I в Петропавловской крепости). За руку царь Петр держит свою супругу Екатерину (высота скульптуры 240 см), урожденную Марту Скавронскую. По словам Михаила Шемякина, это первое скульптурное изображение Екатерины Первой именно в бронзе. «Пришлось поискать ее изображение по архивам, чтобы добиться полного портретного сходства», — говорит в одном из интервью сам автор.
Еще один участник скульптурной композиции – карлик в широкополой шляпе, с армиллярной сферой, ботиком и путто на плече. Существует предположение, что карлик в данной композиции символизирует Европу, ботик и сфера в его руках говорит о том, что именно в путешествиях по Европе царь Петр познавал многие науки. Слева от карлика – тронное кресло. На кресло можно присесть, сфотографироваться.
Еще один участник скульптурной композиции – карлик в широкополой шляпе, с армиллярной сферой. Армиллярная сфера (от лат. armilla — браслет, кольцо) — астрономический инструмент, употреблявшийся для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил.
Когда будете рассматривать памятник «Царская прогулка», обязательно обратите внимание на множество мелких деталей! Их очень много: украшения платья Екатерины — букетики цветов на ткани, кружевные детали нарядов Петра и Екатерины, кафтан с узором в виде мух, фляга с ремнем через плечо и украшение на шляпе карлика. Обязательно рассмотрите обратную сторону царского трона, где автор разместил «всевидящее око», 12 ушей и маску с рогами " Все вижу…. Все слышу… "
Обратная сторона трона.
Интересно рассказать, что скульптурная группа «Царская прогулка» в Стрельне — не первый вариант памятника. Еще 5 июня 2001 года в Англии, на юго-востоке Лондона, в районе Дептфорд, на правом берегу Темзы был открыт первоначальный вариант композиции. Скульптор — Михаил Шемякин и архитектор — Вячеслав Бухаев. В лондонском варианте в центре отлитый в бронзе царь Петр. Монарх один, без супруги. В правой руке у него подзорная труба, в левой — курительная трубка. Две пушки, карлик и трон такие же, как у нас в Стрельне.
Памятник Петру I в Дептфорде (Англия). Скульптор Михаил Шемякин. Стрельнинская работа Михаила Шемякина, на мой взгляд, смотрится гораздо лучше, чем "английская".
Памятник Петру I в Дептфорде поставлен на месте дома, в котором русский самодержец жил в 1698 году во время визита в Англию. Пётр провёл в Англии четыре месяца. В это время он изучал теорию кораблестроения, посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор (где тогда директорствовал сэр Исаак Ньютон), осмотрел Вулвичский арсенал и кабинеты редкостей.
Рассказывая о памятнике туристам и знакомым, я слышу в ответ разные суждения. Кому-то памятник нравится, кому-то нет. Иногда даже проскальзывает мнение, что Михаил Шемякин использовал в скульптуре слишком много мистических, возможно даже сакральных деталей.
Я же очень люблю «Царскую прогулку» в родной Стрельне. Считаю, что правильно выбрано место для его расположения. Я уверена, что Пётр Первый испытывает чувство удовлетворения, стоя на берегу Финского залива, держа за руку супругу, любуясь своим детищем — Санкт-Петербургом.