От Балтов до Рамбова
Первое слово в названии этой истории, вероятно, следовало написать через букву "а", то есть "От бАлтов..." - ведь речь идёт о Балтийском вокзале. Но, так уж случилось, что в далёких 70-80-ых годах мы говорили именно так: на Балтийском вокзале - на болтах, в Ораниенбауме - в Рамбове.
Первое - народное название старинного вокзала, скорей всего, сложилось по созвучию. А немецкое слово oranienbaum - померанцевое (апельсиновое) дерево плохо выговаривалось и ещё труднее его было написать без ошибок. Вот его и сократили. Так или иначе, ветка Балтийской железной дороги когда-то в народе называлась именно так: от Болтов до Рамбова. Не знаю, живо ли такое название сейчас.
Ура! Живы в памяти молодого поколения народные топонимы. Это доказывает рисунок жительницы Стрельны - талантливой художницы Анастасии Алескеровой.
Нам, жителям Стрельны, очень повезло, что мы живём в таком прекрасном пригороде Санкт-Петербурга, и что наша Стрельна соединена железной дорогой как с величественным городом, так и с другими великолепными историческими местами...
Мои воспоминания будут очень бытовыми, но, надеюсь, знакомыми и понятными для многих стрельнинцев. Уже где-то в 3-4 классе родители не боялись отпускать нас, компанию детей из района конца улицы Свободы, в путешествие на электричке. Сначала это были поездки большой компанией на фонтаны - туда на 359 автобусе, обратно обязательно на электричке. Почему на электричке? Да, потому, что на вокзале Нового Петергофа в маленьком стеклянном павильоне продавались пышки. Закончить радостное любование фонтанами и катание на всевозможных каруселях в парке Петергофа полагалось именно поеданием пяти-восьми пышек (больше было не съесть) в электричке. Нам, детям из того отдаленного уголка Стрельны, удобнее было выходить на станции Красные Зори, но электрички там останавливались редко и родители настоятельно рекомендовали нам выходить именно в Стрельне. Чаще всего мы проезжали этот отрезок пути без билета.
Поезд на станции "Красные Зори"
Почему родители остерегали нас от хождения на станцию "Красные Зори" стало нам, повзрослевшим девушкам, понятно гораздо позже. Станция "Заводская", переименованная позже в "Красные Зори" строилась для работников танкового завода. Утром и после пяти часов дня по бетонной дорожке, проложенной в лесочке, на работу и с работы люди шли, как на демонстрации. Днём же и в выходные там было довольно безлюдно. Не будем скрывать того ужасного факта, что в кустах вдоль бетонной дорожки часто прятались существа, имевшие патологические сексуальные наклонности и являвшие эти проблемы во всей красе перед мимо проходящими на станцию пассажирками. Об этом знали все, кто жил в том районе Стрельны. К "чести этих больных существ" надо сказать, что случаев какого-либо насилия не произошло ни разу.
50-ые годы. На платформе " Заводская", которая потом станет платформой "Красные Зори". Известно, что для строительства этой платформы использовались бетонные надолбы, оставшиеся после войны. Фото из архива Татьяны Зуевой.
Очень часто я ездила с мамой до станции Ораниенбаум, в город Ломоносов, с целью купить что-нибудь из дефицита. Почему-то в тех маленьких магазинчиках, что располагались вдоль центрального проспекта Ломоносова, всегда продавались оригинальные блузочки, платьица и пальтишки - или нам просто так казалось? Но когда в Ломоносове наверху открылся магазин "Каблучок", стрельнинцы стали ездить туда на электричке с удвоенной частотой.
На платформе станции "Стрельна". Начало 70-ых годов. Фото от Светланы Старченко.
Остались в памяти поездки с учителем и одноклассниками в театры и на ёлки в Ленинград. От перевозбуждения мы так бесились и орали в вагоне, что я не знаю, как это выдерживали остальные пассажиры. А на обратном пути - мороженое в любую погоду и два пирожка с мясом. Нет! Якобы с мясом! Как мы могли есть те поджаренные в масле, липучие, скорее всего с ливером пирожки, мне трудно сейчас представить. Балтийский вокзал тогда был неуютным, продуваемым всеми ветрами, с грязными туалетами. А мы этого не замечали и не понимали.
Под крышей Балтийского вокзала. 1962 год. Так выглядел Балтийский вокзал моего детства: неуютный и холодный. Для полноты картины я бы добавила в левую часть этого пространства пару-тройку продавщиц мороженого с тележками, а в правую часть продавщиц пирожков. И тоже с тележками.
Ещё у подростков из нашего района Стрельны считалось шиком поехать в баню, что находилась рядом с Балтийским вокзалом. В отличии от стрельнинской бани, где всегда была толчея, в той "прибалтийской бане" царила размеренность и спокойствие. Мытьё в этой бане повышало наш саморейтинг. Существует ли эта баня сейчас, я даже не знаю.
Потом наступили года, когда я и мои сверстники стали ездить в Ленинград на учёбу. Все дипломы о всякого рода образовании (у меня их не один и не два) получены в том числе благодаря поездкам на электричке. Полчаса туда и полчаса обратно - и нужное прочитано и усвоено.
Вообще, в электричках делалось многое: кто-то добирал сон, кто-то читал, вязал, играл в карты, обменивался взглядами и знакомился, назначал деловые и неделовые встречи или просто созерцал панораму за окном.
1980 год. И за спиной всех пассажиров в световом пространстве отсчёт эпох по-прежнему ведут часы Павла Буре.
Тогда в 70-80 годах электрички ходили очень часто, последняя из города прибывала в Стрельну около часа ночи, и главная задача была - успеть на эту последнюю электричку. В тишине белых ночей стук колёс первой электрички, долетавший и до улицы Свободы, означал верный сигнал - пять утра. Пора домой!
Были ещё в моей жизни летние поездки на электричке в Калище, в город Сосновый Бор. Недавно отстроенный молодой город атомщиков привлекал своим песчаным пляжем на берегу Финского залива. На том полупустом пляже создавалось ощущение, что ты где-то заграницей на курорте и вода солёная, как в море.
Те, кто ездил в город на работу или учёбу, чаще всего покупали месячный проездной билет - это было недорого! Единственной проблемой являлось то, что на проездной билет требовалась маленькая фотография. А где её быстро взять стрельнинцу? Предприимчивый частник держал фото каморку на Балтийском вокзале и, вероятно, делал хороший бизнес на фото для документов, в нашем случае для проездных. Но очень часто, вспомнив, что проездной закончился вчера, мы вырезали свою фотомордочку из какой-нибудь любительской фотки, и кассир безропотно клеил её на проездной. Воспользоваться этим фото во второй раз не удавалось - на неё шлёпали печать. Отсюда в моем семейном альбоме на некотором количестве фото запечатлены друзья юности и я, но без головы...
Есть ли на этом перроне стрельнинцы? Наверняка, есть!
При нас появились новые станции: Ленинский проспект, Ульянка, Университет. Очень жаль, что великолепные вокзалы на станциях Сергиево, Стрельна, Новый Петергоф находятся в таком плачевном состоянии. Неужели у такого крупного акционера, как железные дороги, нет денег на воссоздание былой красоты исторических зданий?
Я посчитала, что до того момента, как в Стрельну стали ходить маршрутки, я почти каждый день ездила на электричке из Стрельны в город и обратно примерно в течение 35 лет.