Блок помнит Оранэлу
Главный вокзал Оранэлы, Ораниенбаумской электрической линии, находился у Нарвских ворот.
Бывшая подстанция Ораниенбаумской электрической линии (проспект Стачек, дом 91) (источник – Википедия, «Ораниенбаумская электрическая линия»).
Александр Блок ходил туда пешком из своей квартиры на набережной реки Пряжки, садился в скоростной поезд и довольно быстро пребывал на вокзал Оранэлы в Стрельне, который находился напротив Львовского дворца, аккурат на месте бывшего дворца культуры имени Александра Вермишева.
Так выглядел адрес, где сейчас здание бывшего дома культуры имени Александра Вермишева. Санкт-Петербургское шоссе, дом 88.
В этом году было столетие завершения Александром Блоком поэмы «Двенадцать». Это лучший художественный ответ на русскую Революцию и, быть может, на всю политическую историю России. То, чего не понимают политики, о чём историки до сих пор спорят, красиво рассказал Александр Блок своим гением, открыв тайные смыслы.
Фрагмент первого издания поэмы Александра Блока «Двенадцать».
У нас была очень хорошая учительница по литературе в школе №225, где я учился, что во дворе Адмиралтейства, находится у крыла, самого близкого к Эрмитажу. Она водила нас на фильмы и спектакли по литературным произведениям. Однажды Наталия, отчество может Фёдоровна, может Алексеевна, может Ивановна, (не помню, спрошу своих одноклассников) пригласила к нам замечательного артиста читать на урок литературы «Двенадцать». Это был настоящий древне-греческий «катарсис». Мы сидели как заворожённые и видели заснеженный Петроград, вьюгу, попа, витию, плакаты к Учредительному собранию. Это одно из самых ярких воспоминаний от любимой школы.
В этом году столетия «Двенадцати» в Петербурге создаётся театр имени Кати толстоморденькой, главной героини поэмы, студентами христианской гуманитарной академии для постановки единственного спектакля поэмы «Двенадцать».
Премьера проходила в музее-квартире Фёдора Михайловича Достоевского, артисты полностью спели эту поэму. «Двенадцать» состоит из народных напевов. Это была песня о Революции, открывающая смыслы времени и истории. Среди артистов была и настоящая Катя толстоморденькая. Катя, так зовут исполнительницу главной роли, то же была толстоморденькая, совсем как в поэме. Это было удивительно и забавно.
"Толстоморденькая" Катька — Мадонна русской революции. Иллюстрация Юрия Анненкова к поэме "Двенадцать". Из издания поэмы 1918 года
Поклонников поэмы ждало ещё одно удивительное наслаждение: памятное собрание в музее-квартире Александра Блока, в том самом кабинете, где была написана «Двенадцать», где в день завершения поэмы Александр Блок написал:
– Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его – призывы к семейному порядку и православию)…
Сегодня я – гений.
Александр Блок. Записные книжки. 29 января 1918.
Также в музее была развёрнута любопытная выставка, посвящённая поэме, которую посетители с интересом разглядывали и живо обсуждали. Говорили и о последних годах Александра Блока, он весной и летом 1919–1920 годов очень часто, иногда, даже ежедневно ездил в Стрельну. Последнюю поездку он совершил за два месяца до смерти.
Стол в музее-квартире Александра Блока на набережной реки Пряжки, за которым была написана поэма «Двенадцать»
В Стрельне Александр Блок наслаждался морем, солнцем, купанием, прогулками в садах и парках, он брал с собой съестные припасы, прекрасных девушек и радовался жизни целый день.
Спонтанно и мы захотели поехать в Стрельну. Увы, Оранэлы больше не существует, нет и её вокзалов, пути разобраны, так что, мы, поклонники и друзья Александра Блока, собираемся приезжать в Стрельну на поезде, гулять долго в парках и на заливе, на её диких пляжах, иметь литературное собрание, посещать библиотеку. Как ожидается, с нами будут и сотрудники музея Александра Блока, и артисты театра Кати толстоморденькой. Присоединяйтесь.